Научная работа кафедры восточных и европейских языков, перевода и лингводидактики

 
Основные направления  научной деятельности

Лингводидактические основы обучения иностранному языку в процессе непрерывного иноязычного образования.

Цель: исследовать лингвистические и дидактические основы совершенствования подготовки компетентных, конкурентноспособных обучающихся Центра СПО, бакалавров, магистров, кадров высшей квалификации; изучить социолингвистические аспекты интерференции при изучении иностранных языков (английского, немецкого, французского) в условиях учебного русско-иностранного мультилингвизма (на примере Липецкой области).

Задачи: изучить новые педагогические технологии в преподавании ИЯ; раскрыть возможности интеграции образовательных технологий при обучении ИЯ студентов неязыковых специальностей; рассмотреть пути совершенствования преподавания иностранного языка на неязыковых направлениях подготовки; рассмотреть вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы студентов; рассмотреть контекстный подход в истории иноязычного образования.

Научный руководитель: д. п. н., профессор Карташова В.Н.

Формирование интеркультурного мировидения бакалавров педагогического профиля обучения с помощью современных образовательных интерактивных технологий (к.п.н., доцент Позднякова М.Н., ст. преподаватель Пешкова Д.Ю., к.п.н., доцент Кисарин А.С.).

Современные подходы к проблемам перевода как феномена межкультурной коммуникации  (к.ф.н., доцент Трегубова Ю.А., к.ф.н., доцент Лаврищева Е.В., к.п.н., доцент Панарина Г.И., к.ф.н. Чистякова Л.А., старший преподаватель Аброськина Н.Б.).

Научные исследования кафедры ведутся в виде диссертационных (кандидатских) исследований и научно-методических разработок преимущественно по специальностям: 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (ИЯ), 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования.

  

Конкурсы на получение грантов

  • РНФ (конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»), № 23-18-00601. Название «Формирование гуманитарной культуры обучающихся в условиях цифровой трансформации иноязычного образования: возможности и риски» (Руководитель Л.Н. Щербатых). 
  • «Заявка на участие в отборе  на предоставление организации субсидии из федерального бюджета на обеспечение поддержки представителей молодежи, лекторов, проектов в целях развития гражданского общества, духовно-нравственного воспитания граждан Российской Федерации и повышения эффективности образовательно-просветительской работы» (Минобрнауки России)

Контракты (договоры) НИР 

  • Коммерческое издание: сборник по результатам Международной научной конференции «Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики». Руководитель — Осипова Н.В.
  • Коммерческое издание: сборник по результатам областного профильного семинара «Школа молодых учёных». Руководитель — Осипова Н.В.

Договоры ДПО

  • Договор на научно-методическую разработку и реализацию программы повышения квалификации «Инновационные подходы в обучении иностранным языкам в учреждениях высшего и среднего профессионального образования: теория и практика» (приказ № 60-а дпо от 15.03.22). Руководитель — Карташова В.Н.
  • Договор на научно-методическую разработку и реализацию программы повышения квалификации «Мультимедийные и цифровые технологии в иноязычном образовании в условиях реализации ФГОС: от теории к практике» (приказ № 82-дпо от 30.03.2022). Руководитель — Кудрявцева О.М.
  • Договор на научно-методическую разработку и реализацию программы повышения квалификации «Организация и проведение экскурсий: основы межкультурной коммуникации на иностранном языке в сфере въездного туризма (региональный аспект)» (приказ № 67-дпо от 3.03.2022). Руководитель — Осипова Н.В.
  • Договор на научно-методическую разработку и реализацию программы переподготовки «Современные модели воспитания в условиях цифровой трансформации образования» (приказ № 197-дпо от 22.09.2022). Руководитель — Осипова Н.В.

 

Создание ОИС

  Наименование ОИС

Автор (ы)

Получение охранных документов на ОИС (патент, свидетельство о регистрации базы данных, лицензионные договоры и др.)

Французский язык в профессиональной деятельности

Осипова Н.В., Пузатых А.Н.

Свидетельство о регистрации базы данных   №2023623987 от 15.11.2023 г.

Учебно-методическое пособие «The Hotel Business»

Беркут   О.В.

Лицензионный договор № 20 от 18 ноября 2022 г. с индивидуальным предпринимателем Яковлевой Маргаритой Руслановной на передачу РИД с коммерциализацией

База данных «Сборник тестовых заданий по теме «Деловая коммуникация на немецком языке”»

Карасева Е.В.

Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022623443 от 14.12.2022 г.

База данных «Деловой английский язык для бакалавров»

Пузатых А.Н.

Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022623444 от 14.12.2022 г.

База данных "Daily Routine and Leisure"

Аброськина Н.Б., Пешкова Д.Ю.

Свидетельство о регистрации базы данных  2022622794, 09.11.2022. Заявка № 2022622693 от 21.10.2022.

Учебно-методическое пособие «Сравнительная характеристика немецкого и русского произношения»

Позднякова М.Н. 

Лицензионный договор № 9 от 7 сентября 2022 г.

 

научные мероприятия
  • Международная научная конференция "Филология, лингвистика и лингводидактика в современном обществе", посвященная 150-летию ЕГУ им. И.А. Бунина, 11-12 апреля 2024 года, г. Елец, ФГБОУ ВО "ЕГУ им. И.А. Бунина".
  • Международная научная конференция "Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики", посвященная 95-летию С.В. Красновой, 6-7 апреля 2023 года, г. Елец, ФГБОУ ВО "ЕГУ им. И.А. Бунина".

 

ПРОГРАММА ВСЕРОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ФИЛОЛОГИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: СТРАТЕГИИ НАУЧНОГО ПОИСКА» 22-23 апреля 2024 г.

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ЗА 2023 ГОД (WOS, SCOPUS, RSCI, ВАК)

 

НИРС

Положение о курсовом проекте

Порядок проведения ГИА ВО

ВКР магистранта: технология написания и защиты 

СВЕДЕНИЯ О НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, НА КОТОРЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИЛИ ДОКЛАДЫ В 2023 ГОДУ

СВЕДЕНИЯ О НАУЧНЫХ РАБОТАХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА КОНКУРСЫ ВСЕХ УРОВНЕЙ В 2023 ГОДУ

СВЕДЕНИЯ О ПРЕМИЯХ И НАГРАДАХ ЗА НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА 2023 ГОД

 

научно-методические материалы

Карташова В.Н., Исаев Е.А. Работа с аутентичными текстами социокультурной направленности 

Карташова В.Н. Детское двуязычие
Архангельская Н.Н. Грамматико-переводный метод в современном иноязычном образовании
Архангельская Н.Н. Интенсификация процесса профессиональной подготовки учителя иностранного языка к взаимодействию с родителями учащихся
Архангельская Н.Н. Организация взаимодействия учителя иностранного языка с родителями младших школьников

Бакурова Е.Н. Регионально окрашенная лексика как средство передачи фактов культуры региона на иностранном языке

Бакурова Е.Н. Трудности выражения региональных реалий средствами иностранного языка и пути их преодоления

Каленцова Т.В. Игра как средство формирования профессиональных умений у будущих учителей иностранного языка

Языковое образование: традиции и инновации

Бакурова Е.Н., Карташова В.Н. Компетентностный подход в системе иноязычного образования

Гринченко Н.А. и др. Коллективная монография "ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Гринченко Н.А. Уроки нравственности и здоровья (Идеи для классного часа)

Гринченко Н.А., Меркулова Е.Н. Современные технологии в иноязычном образовании. Учебно-методическое пособие

Самарин В.А., Бадалова Ю.С., Гринченко Н.А. Уроки трезвости и здравомыслия. Учебно-методическое пособие

Гринченко Н.А. Уроки трезвости и здравомыслия. Книга для обучающихся

Гринченко Н.А., Меркулова Е.Н. Обзорные лекции по теории и методике обучения иностранному языку

Гринченко Н.А. Планирование уроков иностранного языка в общеобразовательной школе в свете требований фгос. Учебное пособие

Зайцева И.В. Учебно-методическое пособие "ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКЕ"

Трегубова Ю.А. Социолингвистический аспект интерференции во второязычной речи билингва. Монография