Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Беляева О.А.. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Материалы представленного эмпирического исследования являются откликом на стабильный профессиональный теоретико-методологический, методический и общественный запрос к обсуждению практики внедрения инклюзивного подхода на всех уровнях образования. Проблема организации межличностного взаимодействия в образовательной среде начальной школы рассмотрена с позиции оценки типичных социальных эмоций, которые испытывают нормотипичные младшие школьники по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность обозначенных вопросов обоснована в опоре на современные исследования и собственный опыт практической деятельности, доказана значимость оценки неоднородности отношения детей к различным категориям сверстников с особыми образовательными потребностями. Анализ данных диагностики позволяет конкретизировать характер эмоционального отношения во всех учебных параллелях младших классов к пяти группам детей с нарушенным развитием: с интеллектуальными нарушениями, с сенсорными нарушениями, с нарушениями речи, эмоционально-волевыми расстройствами и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Выделены типичные дефициты каждой из обозначенных групп детей, которые сопровождают их коммуникацию и отражаются на характере взаимодействия со сверстниками. Показаны преимущества, которые дает практика полной или частичной инклюзии по отношению к формируемому эмоционально-психологическому климату учебных коллективов. Доказано, что предоставляемый образовательной организацией опыт постоянного или периодического систематического взаимодействия с различными категориями детей, в том числе с дефицитарным развитием, отражается на эмоциональных выборах младших школьников: фиксировано преобладание позитивного эмоционального спектра у опрошенных из инклюзивных классов по сравнению с группой детей, обучающихся в традиционном общеобразовательном подходе. Намечены ключевые стратегии, требующие внимания при решении вопросов оптимизации современной инклюзивной образовательной практики.
The materials of the presented empirical research are a response to a stable professional theoretical, methodological and public demand to discuss the practice of implementing an inclusive approach at all levels of education. The problem of organizing interpersonal interaction in the educational environment of primary schools is considered from the perspective of evaluating typical social emotions experienced by normotypic junior schoolchildren in relation to peers with disabilities. The relevance of these issues is justified based on modern research and own practical experience, the importance of assessing the heterogeneity of children's attitude to different categories of peers with special educational needs is proved. The analysis of diagnostic data makes it possible to specify the nature of the emotional attitude in all educational parallels of the junior classes to five groups of children with impaired development: children with intellectual disabilities, sensory disabilities, speech disorders, emotional-volitional disorders and disorders of the musculoskeletal system. Typical deficits of each of the designated groups of children are highlighted, which accompany their communication and affect the nature of interaction with peers. The advantages that the practice of full or partial inclusion gives in relation to the formed emotional and psychological climate of educational groups are shown. It is proved that the experience provided by an educational organization of constant or periodic systematic interaction with various categories of children, including those with deficient development, is reflected in the emotional choices of younger schoolchildren: the predominance of a positive emotional spectrum among the respondents from inclusive classes compared with a group of children studying in a traditional general education approach is fixed. The key strategies that require attention in solving the issues of optimizing modern inclusive educational practice are outlined.

Трофимова Н.Б.. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Рассматриваются патриотические чувства как анализ и понимание явлений, событий, проблем с точки зрения психологии. Психологический аспект фокусируется на изучении и объяснении внутренних психических процессов, эмоций, мотивации и поведения по отношению к гражданской идентичности и патриотизму, которые возникают у студентов и влияют на их мысли, учебную деятельность и взаимодействие с окружающим миром. Научная новизна: автором разработана модель воспитания патриотических чувств у студентов педагогического вуза, описанная с психологической точки зрения. Данная модель составляет теоретико-методическую основу для процесса формирования патриотических чувств у студентов. Доказано, что психологический аспект помогает студентам осознать собственные нравственные и патриотические чувства и разобратиься в них. Психологический аспект воспитания патриотических чувств у студентов педагогического вуза заключается в реализации предлагаемой модели.Уделено внимание патриотическим чувствам, таким как любовь к родному краю, Родине, родной земле, обществу и культуре, уважение к другим народам, их традициям и вероисповеданию, гордость за свою страну, ее великую историю, чувство сострадания и чувство долга, чувство личной сопричастности к судьбе планеты Земля и мира на земле. Описывая модель и целесообразность ее реализации, автор исходит из того, что патриотические чувства имеют сложную структуру, включающую когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, определяющие психические состояния и мировоззренческую направленность студентов. Проведенные психологические диагностики подтвердили, что патриотические чувства, сформированные у студентов, оказывают положительное влияние на формированию патриотического идеала.
Patriotic feelings are considered as an analysis and understanding of phenomena, events, problems from the point of view of psychology. The psychological aspect focuses on the study and explanation of the internal mental processes, emotions, motivation and behavior towards civic identity and patriotism that arise in students and influence their thoughts, learning activities and interactions with the outside world. Scientific novelty: the author has developed a model for instilling patriotic feelings in students of a pedagogical university, described from a psychological point of view. The model of instilling patriotic feelings in students at a pedagogical university constitutes a theoretical and methodological basis for the process of forming patriotic feelings in students. It has been proven that the psychological aspect helps students realize and understand their own moral and patriotic feelings. The psychological aspect of instilling patriotic feelings in students of a pedagogical university lies in the implementation of the proposed model. The attention is paid to patriotic feelings, such as love for the native land, Motherland, society and culture, respect for other peoples, their traditions and religion, pride in one’s country, its great history, a sense of compassion and a sense of duty, a sense of personal involvement in the fate of the planet Earth and peace on earth. Describing the model and the feasibility of its implementation, the author proceeds from the fact that patriotic feelings have a complex structure, including cognitive, affective and behavioral components that determine the mental states and ideological orientation of students.The psychological diagnostics carried out confirmed that the patriotic feelings formed in students have a positive impact on patriotism of the individual and contribute to the formation of a patriotic ideal.

Беленкова Л.Ю., Вакку Г.В., Соловей Л.Б.. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС ВОСПИТАННИКОВ

В статье рассматривается значение эмоционального интеллекта для развития личности ребенка. Сегодня ученые отмечают, что способность к эмпатии, чувствительность к эмоциям других у детей становятся слабее. Появляется все больше детей, которые имеют нарушения в сфере психоэмоционального развития. Для многих из них характерны: неустойчивость в эмоциональной сфере, негативное отношение к окружающим, тревожность и агрессивность. Эмоциональный интеллект во многом является определяющим в особенностях человеческого сознания своего «Я», отношения к миру, самочувствия и поведения среди людей. В статье рассматриваются теоретические аспекты эмоционального интеллекта, раскрываются подходы к этому понятию как зарубежных, так и отечественных авторов. Изучение конструкта, процесса и путей его становления может предоставить возможность оптимального развития личности ребенка и его взаимоотношений с другими в процессе межличностного взаимодействия. Статус ребенка в группе также является неотъемлемой частью его полноценного развития. Авторы статьи провели эксперимент по изучению эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста и их социометрического статуса, с помощью метода математической статистики показали наличие взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и социометрическим статусом ребенка. В статье рассмотрены возможности развития эмоционального интеллекта воспитанников дошкольного возраста: внимание к потребностям ребенка, совместная деятельность с детьми, обучение управлению своими эмоциями, различные виды художественной деятельности, - говорится о необходимости не только коллективных, но и индивидуальных занятий с воспитанниками. Особое место уделено такому фактору, как привлечение родителей к совместной работе над развитием эмоциональной сферы детей.
The article examines the importance of emotional intelligence for the development of a child's personality. Today, scientists note that the ability to empathize, sensitivity to the emotions of others in children are becoming weaker. There are more and more children who have disorders in the field of psychoemotional development. Many children are characterized by instability in the emotional sphere, negative attitude towards others, anxiety and aggressiveness. Emotional intelligence is largely decisive in the peculiarities of human consciousness of self, attitude to the world, well-being and behavior among people. The article examines the theoretical aspects of emotional intelligence, reveals approaches to this concept by both foreign and domestic authors. The study of the construct, the process and ways of its formation can provide an opportunity for the optimal development of the child's personality and their relationships with others in the process of interpersonal interaction. The status of a child in a group is also an integral part of their full-fledged development.The authors of the article conducted an experiment to study the emotional intelligence of preschool children and their sociometric status, using the method of mathematical statistics, they showed the relationship between emotional intelligence and the sociometric status of a child. The article considers the possibilities of developing the emotional intelligence of preschool children: attention to the needs of the child, joint activities with children, learning to manage their emotions, various types of artistic activities, and the need for not only collective, but also individual lessons with pupils. A special place is given to such a factor as the involvement of parents in joint work on the development of the emotional sphere of children.

Япарова О.Г., Баженова А.Ф.. ПРОБЛЕМА МЯГКИХ НАВЫКОВ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья посвящена актуальной проблеме мягких навыков у педагогов дошкольных образовательных организаций. Мягкие навыки (soft-skills) рассматриваются как комплекс надпрофессиональных унифицированных мягких навыков и личностных качеств, способствующих повышению эффективности и успешности в профессиональной деятельности и во взаимодействии с другими людьми. Цель исследования - выявить актуальный уровень soft-skills-компетенций у педагогов дошкольных образовательных учреждений. Гипотеза исследования: у педагогов дошкольного образования низкий уровень таких soft-skills-компетенций, как межличностный эмоциональный интеллект и критическое мыщление. Исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях Красноярского края. В нем приняли участие 80 педагогов. Были использованы: методика «Самооценка развития ключевых компетенций» («Лаборатория компетенций Soft-skills», ЮФУ, г. Ростов-на-Дону); опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН» Д.В. Люсина; тест личностной креативности Е.Е. Туник; тест на критическое мышление Л. Старки в адаптации Е.Л. Луценко; опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Т.В. Корниловой и методика на стрессоустойчивость личности Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой. Выявились высокая межличностная интолерантность, низкий уровень критического мышления, недостаточно выраженный уровень эмоционального интеллекта. Наиболее уязвимыми оказались результаты по компетенциям «Сотрудничество», «Когнитивная гибкость», «Эффективный поиск работы». Здесь доминируют средние и низкие значения. У педагогов ДОУ выявлен низкий и средний уровень стрессоустойчивости. Это свидетельствует о том, что педагогам трудно справляться с профессиональными и жизненными стрессами, тяжело адаптироваться к сложным ситуациям, они не владеют продуктивными копинг-стратегиями для решения фрустрирующих задач.
The article is devoted to the current problem of soft skills in teachers of preschool educational organizations. Soft skills are considered as a set of supra-professional unified soft skills and personal qualities that contribute to increased efficiency and success in professional activities and in interaction with other people. The purpose of the study is to identify the current level of soft skills competencies among teachers of preschool educational institutions. The research hypothesis is that preschool teachers have a low level of soft-skills competencies such as interpersonal emotional intelligence and critical thinking. The study was conducted in preschool educational institutions of the Krasnoyarsk region. 80 teachers took part in it. The following methods were used: “Self-assessment of the development of key competencies” (“Soft-skills Competency Laboratory”, Southern Federal University, Rostov-on-Don); emotional intelligence questionnaire “EMIN” by D.V. Lyusin; E.E. Tunik personal creativity test; critical thinking test by L. Starkey adapted by E.L. Lutsenko; T.V. Kornilova’s tolerance-intolerance to uncertainty questionnaire, and N.V. Ryabchikova and N.V. Kirsheva’s personality stress tolerance technique. High interpersonal intolerance, a low level of critical thinking, and an insufficient level of emotional intelligence were revealed. The most vulnerable results were found in the “Collaboration”, “Cognitive Flexibility”, and “Effective Job Search” competencies. Medium and low values dominate here. Preschool teachers have low and medium levels of stress resistance. This indicates that teachers find it difficult to cope with professional and life stress, it is difficult to adapt to difficult situations, and they do not have productive coping strategies for solving frustrating problems.

Соколова Л.В., Татьянина Е.В., Каменская В.Г.. ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВОГО ДОСУГА ПОДРОСТКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОМИНАНТЫ ПО А.А. УХТОМСКОМУ

Статья посвящена теоретико-экспериментальному изучению характеристик вегетативной нервной системы (ВНС) подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет и компьютерные игры, оказывающей влияние на школьную успеваемость и социализацию подростков. ВНС рассматривается как центральный механизм доминанты А.А. Ухтомского, которая определяет обычное или патологическое увлечение виртуальным миром. Особенности ВНС мало изучены у современных подростков, пользователей цифровыми устройствами, что определяет цель исследования как разработку объективных методов изучения функций ВНС в процессе проявления патологической доминанты у подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет. Методом изучения ВНС была регистрация фоновой электрокардиограммы (ЭКГ) с измерением параметров по Р.М. Баевскому и мощности разных полос спектра флуктуаций кардиоинтервалов. ЭКГ регистрировалась у учащихся школ двух разных городов: мегаполиса Санкт-Петербурга и малого города Чудова Новгородской области. В эксперимент были вовлечены десятиклассники Санкт-Петербурга (24 учениках) и Чудово (14 подростках), которые ранее прошли анкетирование на самооценку приоритетных интересов в Интернете, времени виртуального досуга, а также школьной успеваемости. Использовалась статистическая обработка с помощью факторного анализа. Получены следующие результаты: 1. В сравниваемых школах поведение подростков в виртуальной среде, а также высоко вариативные параметры ЭКГ статистически не различаются; установлена высоко значимая корреляция успеваемости подростков Санкт-Петербурга с центральным и симпатическим звеном ВНС. 2. У учащихся г. Чудово успеваемость не имеет соотношений с ВНС. Эти факты свидетельствуют о более интенсивном формировании доминанты на обучение у подростков Санкт-Петербурга по сравнению с учениками г.Чудово. 3. Установлены разные связи параметров ЭКГ с характеристиками поведения в Интернете в зависимости от пола учащихся. Доказано, что у мальчиков обеих школ время досуга большее по сравнению с девочками, что определяет более высокий риск формирования патологической доминанты.
The article is devoted to the theoretical and experimental study of the characteristics of the autonomic nervous system (ANS) of adolescents with varying degrees of the Internet and computer games involvement, affecting school performance and socialization of adolescents. ANS is considered as the central system of A.A. Ukhtomsky’s dominant, which determines the usual or pathological fascination with the virtual world. The features of the ANS have been little studied in modern adolescents, digital devices users,which defined the purpose of the study as the development of objective methods for studying the ANS functions in the context of manifestation dominant in adolescents with varying degrees of Internet involvement. The method of studying the ANS was the background electrocardiogram (ECG) registration with the measurement of parameters according to R.M. Baevsky and the power spectrum of different bands fluctuations of RR-intervals. The ECG was registered with students of schools in two different cities: St. Petersburg and a small town of Chudov in the Novgorod region. The experiment was performed on tenth-graders from St. Petersburg (24 students), from Chudovo (14 teenagers), that had previously completed a self-assessment questionnaire on priority interests on the Internet, virtual leisure time, as well as school performance. Statistical processing using factor analysis was used.The following results were obtained. 1. In the compared schools the adolescents behavior in a virtual environment, as well as highly variable ECG parameters, do not differ statistically. 2. A highly significant correlation of the academic performance of St. Petersburg adolescents with the central and sympathetic link of the ANS has been established. The academic performance of students from Chudovo has no correlation with the ANS. These facts indicate a more intensive dominant formation for learning among teenagers from St. Petersburg compared to students from Chudovo. 3. Different relationships between ECGs parameters and Internet behavior characteristics have been established, depending on the gender of students. 4. It has been proven that boys of both schools spend more time for leisure than girls, which determines a higher risk of pathological dominant formation and internet-addiction too.

Батурина О.С.. ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКИМИ ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИМИ ЦЕНТРАМИ

Российские духовно-просветительские центры представляют собой инфраструктурные элементы духовно-нравственного просвещения - духовно ориентированного института гражданского общества Российской Федерации. Они призваны средствами просветительской работы создавать условия для достижения гармонии в этноконфессиональных отношениях и на этой основе способствовать распространению духовно-нравственных ценностей, традиционных для российского общества. В статье выделены организационные, ресурсные, научно-образовательные проблемы деятельности духовно-просветительских центров. Частичному их решению способствует предложенная автором система проектного управления российскими духовно-просветительскими центрами, включающая совокупность взаимосвязанных элементов. Подтверждением и практической реализацией данного подхода стал «Центр компетенций «Мы просвещаем»: комплексная поддержка и развитие духовно-нравственного просвещения» духовно-просветительского центра «Духовное благолепие» Бирской епархии, победивший в конкурсе грантов Фонда Президентских грантов. Центр компетенций «Мы просвещаем» направлен на комплексное научно-образовательное сопровождение духовно-просветительских центров Республики Башкортостан и других регионов. В проекте последовательно были реализованы 3 модуля. Модуль «Экспертная площадка» проведен в форме научно-практической площадки по выработке экспертного мнения по актуальным вопросам духовно-просветительской работы среди населения республики. Модуль «Школа духовного просветителя» представлял собой образовательный проект по освоению слушателями методики духовно-просветительской деятельности в целях сохранения и укрепления традиционных ценностей. Модуль «Трансляционная площадка» включал совокупность мероприятий по освоению специалистами в сфере духовно-нравственного просвещения (иначе - духовными просветителями) из других регионов России методического материала по духовно-просветительской работе, по обмену опытом в сфере духовно-нравственного просвещения. Разработанные методические материалы проекта рекомендуется использовать для подготовки духовных просветителей.
Russian spiritual and educational centers represent infrastructural elements of spiritual and moral education - a spiritually oriented institution of civil society of the Russian Federation. They are called upon, through educational work, to create conditions for achieving harmony in ethno-confessional relations and, on this basis, to promote the dissemination of spiritual and moral values traditional for the Russian society. The article highlights organizational, resource, scientific and educational problems of the activities of spiritual and educa-tional centers. Their partial solution is facilitated by the author’s proposed system of project management for Russian spiritual and educational centers, which includes a set of interrelated elements. Confirmation and practical implementation of this approach was the “Competence Center “We Enlighten”: a comprehensive support and development of spiritual and moral education” of the spiritual and educational center “Spiritual Splendor” of the Birsk Diocese, which won the grant competition of the Presidential Grants Foundation. The “We Enlighten” competence center is aimed at comprehensive scientific and educational support of spiritual and educational centers of the Republic of Bashkortostan and other regions. The project consisted of 3 modules implemented sequentially. The “Expert Platform” module was carried out in the form of a scientific and practical platform to develop an expert opinion on topical issues of spiritual and educational work among the population of the republic. The module “School of Spiritual Enlightenment” was an educational project for students to master the methodology of spiritual and educational activities in order to preserve and strengthen traditional values. The “Broadcast Platform” module included a set of activities for specialists in the field of spiritual and moral education (otherwise known as spiritual educators) from other regions of Russia to master methodological material on spiritual and educational work and to exchange experience in the field of spiritual and moral education. The developed methodological materials of the project are recommended to be used for training spiritual educators.

Гончаров К.Ю.. ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИИ

Актуальность темы подтверждается потребностью общества и государства в компетентных юристах. Известно, что качество и эффективность профессиональной деятельности юриста в значительной степени определяются уровнем его подготовки в вузе. Сегодня назрела необходимость в изменении подхода к психологическому образованию в юридических вузах, которое недостаточно использует современные концепции интеграции юридической и педагогической психологии. Опрос студентов юридических специальностей показывает, что большая часть студентов не удовлетворена своими знаниями психологии. Основная причина заключается в абстрактности и описательности курса психологии, что снижает мотивацию студентов к изучению предмета. В психологии мотивация - сложный многоаспектный процесс, уровневый регулятор жизнедеятельности человека, его поведения и дея-тельности. Это один из ведущих компонентов, который определяет направленность учебной деятельности и является одним из ресурсов учебного успеха студента. Важно создавать условия для развития внутренней мотивации у студентов, чтобы они осознавали важность психологических знаний для успешной профессиональной деятельности. Будущие специалисты должны уметь правильно объяснять те или иные проявления личности, давать оценку поступкам и действиям человека с точки зрения соотношения целей и средств их достижения, мотивов. Полноценная подготовка к будущей профессиональной деятельности предполагает наличие у юриста не только определенной системы профессиональных знаний, но и знаний о закономерностях общения, специфических коммуникативных умениях и навыках, что в целом выражается в тех или иных личностных качествах. Следовательно, важной составляющей при подготовке юриста является умение преподавателя создавать положительную учебную мотивацию на занятиях. В статье также представлены результаты исследования, которое было направлено на сбор первичной социологической и педагогической информации о мотивах и необходимости изучения психологических дисциплин на юридических факультетах вузов.
The relevance of the topic is confirmed by the need of the society and the state for competent lawyers. The quality and effectiveness of a lawyer’s professional activity is largely determined by the level of their training at university. The modernization of education is designed to provide equal opportunities for future specialists in full-fledged professional development. Today there is a need to change the approach to psychological education in law schools, which does not sufficiently use modern concepts of integration of legal and educational psychology. A survey of law students shows that the majority of students are not satisfied with their knowledge of psychology. The main reason is the abstract and descriptive nature of the psychology course, which reduces students’ motivation to study the subject. In psychology, motivation is a complex multidimensional process, a level regulator of human life, behavior and activity. This is one of the leading components that determines the direction of educational activity and is one of the resources for a student’s educational success. It is important to create conditions for the development of internal motivation in students, so that they understand the importance of psychological knowledge for successful professional activities. Future specialists must be able to correctly explain certain manifestations of personality, evaluate a person’s actions and actions from the point of view of the relationship between goals and means of achieving them, and motives. Full preparation for future professional activity presupposes not only that a lawyer has a certain system of professional knowledge, but also knowledge about the patterns of communication, specific communication skills and abilities, which is generally expressed in certain personal qualities of a lawyer. Consequently, an important component in preparing a lawyer is the teacher’s ability to create positive learning motivation in the classroom. The article also presents the results of a study that was aimed at collecting primary sociological and pedagogical information about the motives and necessity of studying psychological disciplines at law faculties of universities.

Чжан В., Щербатых Л.Н., Карташова В.Н.. АКТУАЛИЗАЦИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность статьи обусловлена возросшим интересом к вопросу обучения китайскому языку как иностранному в России и других странах на фоне развивающейся экономической мощи Китая и его влияния на общественно-политическое и экономическое состояние современного глобализованного мира. Китай, страна с многолетней историей и разнообразными традициями, является одним из важнейших бизнес-партнеров России. В России китайский язык изучают и в школах, и в вузах на от-делениях подготовки учителей и переводчиков. Китайский язык имеет ряд специфи-ческих особенностей, значительно отличается от европейских языков, поэтому для его изучения и обучения требуется специальная подготовка будущих бакалавров по направлению Педагогическое образование. Целью данной статьи является выявление на основе анализа китайских культурных стандартов методологических положений, лежащих в основе коммуникативной иноязычной подготовки будущего бакалавра педагогического образования (профиль Английский язык, Китайский язык). В статье представлены аргументы, позволяющие рассеять отдельные заблуждения по поводу процесса изучения китайского языка как иностранного. Вопрос подготовки будущих бакалавров педагогического образования рассматривается в аспекте межкультурного образования. Дается определение межкультурного образования, описаны его результаты. В статье рассматривается изучение языков как способ повышения межкультурной осведомленности обучающихся, как способ передачи межкультурных знаний. Авторами акцентируется внимание на особенностях китайской коммуникации, исходящих из конфуцианских традиций. Перечислен ряд методологических положений, лежащих в основе коммуникативной иноязычной подготовки будущего учителя китайского языка: актуализация межкультурности, ориентация на религиозно-философские концепции, акцентуализация социальной гармонии в процессе общения, иерархичность, «равенство в неравенстве». В заключение делается вывод о необходимости учить студентов воспринимать, анализировать и распознавать языковые особенности китайского языка с позиции межкультурности, изучать социальные, культурные явления, выявлять культурные сходства и различия, развивать эмпатию и терпимость. Решающим фактором является правильная ориентация и готовность к расширению собственного взгляда на мир.
The relevance of the article is due to the increased interest in the issue of teaching Chinese as a foreign language in Russia and other countries against the background of the developing economic power of China and its influence on the socio-political and economic state of the modern globalized world. China, a country with a long history and diverse traditions, is one of Russia’s most important business partners. In Russia Chinese is studied both at schools and universities at the training departments for teachers and translators. The Chinese language has a number of specific features and differs significantly from European languages, so its learning and teaching require special training for future bachelors in the field of Pedagogical Education. The purpose of this article is to identify, based on an analysis of Chinese cultural standards, the methodological provisions underlying the communicative foreign language training of the future bachelor of pedagogical education (profile English, Chinese). The article presents arguments to dispel certain misconceptions about the process of learning Chinese as a foreign language. The issue of training future bachelors of pedagogical education is considered in the aspect of intercultural education. A definition of intercultural education is given and its results are described. The article examines language learning as a way to increase intercultural awareness of students, as a way to transfer intercultural knowledge. The authors focus on the features of Chinese communication based on Confucian traditions. The article lists a number of methodological provisions that underlie the communicative foreign language training of the future Chinese language teacher: actualization of interculturality, orientation to religious and philosophical concepts, accentuation of social harmony in the process of communication, hierarchy, “equality in inequality.” In conclusion, it is concluded that it is necessary to teach students to perceive, analyze and recognize the linguistic features of the Chinese language from the perspective of interculturality, study social and cultural phenomena, identify cultural similarities and differences, develop empathy and tolerance. The decisive factor is the correct orientation and willingness to expand your own view of the world.

Костина У.В.. РОЛЬ МИССИИ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УСПЕШНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

В статье автор изучает базовые для создания хореографического коллектива позиции: миссию и предназначение - на примере деятельности музыкального театра «Браво» (г. Королев). Подчеркивается важность целеполагания в современном мире для реализации тех или иных идей, а также для мотивации, продуктивности и успеха учащихся в сфере дополнительного образования. Перед определением целей и задач обучения автор видит необходимость в создании миссии и предназначения коллектива. Эти позиции анализируются с точки зрения предпринимательства и бизнеса, даются рекомендации по их разработке и применению. Автор утверждает, что наличие грамотно составленных миссии и предназначения коллектива способствует его успешному развитию и подчеркивает его уникальность. Необходимо отметить, что эти концепции должны быть разработаны прежде, чем цели и задачи, а также обсуждены и утверждены педагогами, работающими в коллективе. Миссия и предназначение обуславливают деятельность коллектива и определяют смысл его существования. В качестве примера анализируются базовые позиции музыкального театра «Браво» и результативность его работы в связи с разработанными концепциями. Рассматривается непосредственное влияние миссии и предназначения на конкретные цели и задачи театра, а также на педагогическую деятельность, образовательную и культурную программы. Автор приходит к выводу о том, что грамотно сформулированные миссия и предназначение способствуют успешному и стабильному развитию хореографического коллектива, педагогического состава и учащихся и дает практические рекомендации к составлению целей, задач, стратегического и тактического плана, работы с социальными партнерами.
In this article the author studies the basic positions for creating a choreographic group using the example of the Bravo Musical Theater (Korolev): mission and predestination. Before defining the goals and objectives of the training, the author sees the need to create a mission and predestination of the team. These positions are analyzed from the entrepreneurship and business point of view; recommendations are given on their development and application. The goal setting importance in the modern world for the certain ideas realization, as well as for the motivation, productivity and students success in additional education is emphasized. The author argues that a competently formulated mission and predestination of the team contributes to its successful development and underlines its uniqueness. It should be noted that these concepts must be developed before the goals and objectives, as well as discussed and approved by teachers working in the group. The mission and predestination determine the activity of the group and determine the meaning of its existence. The basic positions of the Bravo musical theater and its work effectiveness in connection with the developed concepts are analyzed as an example. The article considers the direct impact of the mission and predestination on the specific goals and objectives of the theater, as well as on the pedagogical activity and educational and cultural programs. The author comes to the conclusion that the developed mission and predestination contribute to the successful and stable choreographic group development, teaching staff and students, and provides practical recommendations for the goals, objectives, strategic and tactical plan preparation, work with social partners.

Лаврова Ю.Б.. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ АБНОТИВНОСТИ У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-МУЗЫКАНТОВ

Среднее профессиональное образование, сохранившее национальную систему подготовки кадров, является неотъемлемой частью социально-экономической и духовной структуры российского общества. В статье раскрываются приоритетные задачи подготовки будущих музыкантов-преподавателей в условиях обучения в колледжах искусств. Педагогические коллективы колледжей искусств, изучая передовой опыт коллег, обращают внимание на педагогическую инноватику, которая как наука изучает в том числе и проблему формирования абнотивности у будущих специалистов педагогических специальностей. Приводится характеристика личностно-деятельностного подхода в образовательном процессе колледжа искусств, организуемого в соответствии с руководящими документами в области среднего профессионального образования. В статье рассмотрен технологический аспект формирования абнотивности у студентов колледжа искусств с позиций методологических принципов: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. Описаны традиционные, инновационные методы и формы работы преподавателя с будущими преподавателями-музыкантами. Охарактеризована личностная составляющая будущего специалиста (мотивация, самосовершенствование, самоанализ, уровень развития профессиональных качеств). Уделено внимание педагогической диагностике уровня сформированности абнотивности у студентов колледжа искусств. Выделены факторы, оказывающие влияние на эффективность применения педагогами диагностических методик в целях определения уровня сформированности абнотивности у студентов. Научная новизна статьи заключается в раскрытии прогностических и преобразующих функций самокультивирования абнотивности студентов колледжа искусств. Сделан вывод о необходимости изучения преподавателями колледжа педагогической инноватики, что позволит повысить эффективность процесса формирования абнотивности в современных условиях обучения будущих музыкантов-педагогов. Материалы статьи будут интересны преподавателям, соискателям, студентам, а также могут быть использованы при проведении дискуссионных педагогических площадок с участием преподавателей и будущих музыкантов-педагогов.
Secondary vocational education, which has preserved the national system of personnel training, is an integral part of the socio-economic and spiritual structure of the Russian society. The article reveals the priority tasks of training future musicians-teachers in the conditions of training in art colleges. Teaching staff of art colleges, studying the best practices of their colleagues, pay attention to the pedagogical innovation, which, as a science, studies, among other things, the problem of forming abnotivity in future specialists of pedagogical specialties. The characteristics of the personal-activity approach in the educational process of the College of Arts, organized in accordance with the governing documents in the field of secondary vocational education, are given. The article examines the technological aspect of the formation of abstinence among art college students, from the standpoint of methodological principles: determinism, unity of consciousness and activity, development. Traditional, innovative methods and forms of teacher work with future music teachers are described. The personal component of the future specialist is characterized (motivation, self-improvement, introspection, level of development of professional qualities). Attention is paid to pedagogical diagnostics of the level of abstinence formation in students of the College of Arts. Factors that influence the effectiveness of teachers’ use of diagnostic techniques are identified in order to determine the level of abstinence formation in students. The scientific novelty of the article lies in the disclosure of the prognostic and transformative functions of self-cultivation of abstinence among art college students. A conclusion is made about the need for college teachers to study pedagogical innovation, which will increase the efficiency of the process of forming abnotivity in modern conditions of training future musician-teachers. The materials of the article will be of interest to teachers, applicants, students, and can also be used at educational discussion platforms with the participation of teachers and future musician-teachers.

Лобова Л.Г.. ЭМОЦИОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ: СМЫСЛОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Статья посвящена особенностям эмоционального воздействия музыкального искусства с точки зрения информационного подхода. Отмечен взаимодополняющий принцип многообразных подходов к осмыслению теории эмоций. Сравниваются биологическая теория эмоций П.К. Анохина, информационная теория П.В. Симонова. Сложившуюся в современной науке тенденцию интеграции точного и гуманитарного знания отражают концепции Г.А. Голицына и В.М. Петрова, А.Л. Шамиса, И.А. Евина. Принцип максимума информации Г.А. Голицына позволяет определять степень адаптированности системы к окружающей среде и уровень взаимной информации между реакциями субъекта и свойствами его окружения. В исследованиях И.А. Евина рост информационной насыщенности художественных произведений определяется как общий принцип эволюции искусства, способствующий появлению новых и сильных эмоциональных реакций. Также рассматривается близость эмоциональных процессов и слухового восприятия, их связь с временной организацией, взаимосвязь ритмики и моторики, динамичная структура воплощенной в музыке эмоции (В.В. Медушевский), роль ассоциативных связей, фундаментальные свойства эмоциональной ткани (Л.Я. Дорфман). Особое внимание уделяется органической взаимосвязи внешнего и внутреннего опыта, диалектике субъективного и объективного, получающей наиболее полное выражение в искусстве. Рассмотрены три основные источника природного эмоционального музыкального материала, а также входящая в целостный образ музыкального произведения условная, символическая эмоция. Описаны жанры, не предполагающие явного обращения к эмоциям слушателей, что, однако, не отменяет определение эмоции как обязательного для музыки смыслового начала.
The article is devoted to the peculiarities of the emotional impact of musical art from the point of view of the information approach. The complementary principle of multi-figurative approaches to understanding the theory of emotions is noted. The biological theory of emotions by P.K. Anokhin and the information theory by P.V. Simonov are compared. The trend of the integration of exact and humanitarian knowledge in modern science is reflected in the concepts of G.A. Golitsyn and V.M. Petrov, A.L. Shamis, I.A. Evin. G.A. Golitsyn’s principle of maximum information makes it possible to determine the degree of the adaptation of the system to the environment and the level of mutual information between the reactions of the subject and the properties of their environment. In I.A. Evin’s research the growth of information saturation of artistic works is defined as a general principle of the evolution of art, contributing to the emergence of new and strong emotional reactions. The proximity of emotional processes and auditory perception, their connection with temporal organization, the relationship between rhythm and motor skills, and the dynamic structure of emotion embodied in music are also considered (V.V. Medushevsky), the role of associative connections, the fundamental properties of emotional tissue (L.J. Dorfman). Special attention is paid to the organic interrelation of external and internal experience, the dialectic of the subjective and objective, which receives its fullest expression in art. Three main sources of natural emotional musical material are considered, as well as a conditional, symbolic emotion included in the central image of a musical work. Genres are described that do not involve explicit appeal to the emotions of listeners, which, however, does not change the definition of emotion as a mandatory semantic principle for music.

Ми С.. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ И ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУР

В рамках данной статьи представлено изучение формирования культурной идентичности обучающихся. Автор проводит сравнительный анализ традиционной китайской и западной культур. Актуальность работы определяется тем, что в современном мире свободное культурное пространство и глобализация представляют важное значение как для всего мира в целом, так и для отдельной нации. Видимые результаты глобализации показали сложные и неоднозначные последствия. Различные культуры приняли вызовы, которые представляют опасность потери национально-культурной идентичности. Объектом исследования в данной статье выступает национально-культурная идентичность как социокультурное явление. Целью исследования является выявление педагогических условий, которые необходимы для формирования культурной идентичности, а также сравнение двух уникальных культур: традиционной китайской и западной. В работе использован метод концептуального анализа, метод компонентного анализа и сравнительный метод. В статье рассматриваются опасность потери идентичности для каждой культуры, а также возможные пути предупреждения ее утраты. В современном развитии цивилизации происходит новый этап - необходимость нахождения личных моделей сохранения национально-культурной идентичности в современных условиях. Все более важным в коммуникации культур представляется сопротивление западноцентричной структуре мира. Отдельно рассматриваются китайская и западная культуры. В результатах работы отмечается значимость культурного разнообразия для всего человечества как природного разнообразия для живой природы. Опасность потери культурного многообразия создает потребность в новых подходах к сути интеграционных и дифференциальных процессов, которые происходят в мире в пространстве культуры.
The article studies the formation of the cultural identity of students. The author conducts a comparative analysis of traditional Chinese and Western cultures. The relevance of the work is determined by the fact that in the modern world, free cultural space and globalization are of great importance, both for the world as a whole and for an individual nation. The visible results of globalization have shown complex and ambiguous consequences. Different cultures have accepted challenges that pose a danger of losing their national and cultural identity. The object of the research in this article is the national-cultural identity as a socio-cultural phenomenon. The aim of the study is to identify the pedagogical conditions that are necessary for creating a cultural identity, as well as to compare two unique cultures: traditional Chinese and Western. The paper uses the method of conceptual analysis, the method of component analysis and the comparative method. The article examines the danger of identity loss for each culture, as well as possible ways to prevent its loss. A new stage is taking place in the modern development of civilization - the need to find personal models for preserving national and cultural identity in modern conditions. Opposition to the Western-centric structure of the world is becoming increasingly important in the communication of cultures. Chinese and Western cultures are considered separately. The results of the work note the importance of cultural diversity for all mankind as a natural diversity for wildlife. The danger of the loss of cultural diversity creates the need for new approaches to the essence of integration and differential processes that occur in the world in the space of culture.

Чалова О.А.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются мнения зарубежных и отечественных авторов об экологических знаниях и компонентах экологической культуры. По мнению автора, ключевым фактором, воздействующим на уровень экологической культуры, являются экологические знания. Для получения знаний человеку на помощь приходят формальное и неформальное образование, а также семья в рамках информального образования. Предполагается, что деятельность без знаний невозможна, поэтому роль образования остается актуальной и незаменимой, а именно роль цифрового образования и различных инновационных технологий. Автором было предложено использовать учебно-методический комплекс «Экологический рекламный проект» для увеличения экологических знаний студентов технических специальностей средствами иностранного языка на факультативной основе. Автор провел опрос среди студентов технического вуза с целью определения уровня экологических знаний и уровня экологической культуры, далее было проведено сравнение данных показателей и их взаимосвязь. В статье отмечается, что природоохранная деятельность не зависит от экологических знаний и сознания напрямую, а лишь в совокупности с индивидуальными психологическими особенностями студента и в определенной обстановке. Трудности, возникающие на пути к мотивации природоохраной деятельности студентов технического вуза на первый взгляд тривиальны - лень и отсутствие свободного времени, хотя скорее всего это недостаточно четко сформированные экологические привычки и установки. При этом общий уровень экологической культуры либо слишком высокий, либо чрезмерно низкий, средний уровень, в свою очередь, не так ярко выражен. Скорее всего, причины подобных расхождений нужно искать в семье и недостаточном освещении экологических проблем, связанных с окружающей средой.
The article discusses the opinions of foreign and domestic authors about environmental knowledge and components of environmental culture. According to the author, the key factor influencing the level of environmental culture is environmental knowledge. To gain knowledge, formal and informal education, as well as the family within the framework of informal education, come to the aid of a person. It is assumed that activity without knowledge is impossible, therefore the role of education remains relevant and irreplaceable, namely the role in digital education and various innovative technologies. The author proposed to use the educational and methodological complex “Ecological Advertising Project” to increase the environmental knowledge of technical students using a foreign language on an optional basis. The author conducted a survey among students of a technical university in order to determine the level of environmental knowledge and the level of environmental culture, then a comparison of these indicators and their relationship was carried out. The article notes that environmental activities do not directly depend on environmental knowledge and consciousness, but only in conjunction with the individual psychological characteristics of the student and in a certain setting. The difficulties that arise on the way to motivating the environmental activities of technical university students are at first glance trivial - laziness and lack of free time, although most likely these are not clearly formed environmental habits and attitudes. At the same time, the general level of environmental culture is either too high or too low; the average level, in turn, is not so pronounced. Most likely, the reasons for such discrepancies should be sought in the family and insufficient coverage of environmental problems related to the environment.

Рагожина О.А., Щербатых С.В.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье представлен комплекс педагогических условий профессионального развития педагогов на уровне образовательной организации, который включает: организацию процесса профессионального развития педагогов образовательного учреждения на основе корпоративного подхода с ориентацией на изменения во внешней среде; использование в единстве формального, неформального и информального образования при проектировании процесса профессионального развития педагогов, согласованного с их интересами и стратегией развития образовательного учреждения; Формирование системы стимулирования педагогов, способствующей актуализации инновационной педагогической деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности образовательного учреждения и достижение более высокого качества образования. Корпоративный подход в профессиональном развитии педагогов образовательного учреждения наиболее отвечает его особенностям, так как позволяет создавать новые модели профессионального развития, ориентированные на повышение качества образовательной деятельности и конкурентоспособности образовательной организации с учетом ее ресурсного потенциала и стратегического планирования. Корпоративное обучение необходимо проектировать в русле стратегического развития образовательного учреждения. Единство формального, неформального и информального образования при проектировании процесса профессионального развития педагогов обеспечивается созданием педагогических мастерских, которые представляют собой форму организации самообразовательной деятельности педагогов. В образовательном учреждении можно организовать ряд педагогических мастерских, каждая из которых будет разрабатывать собственный проект или несколько. Также педагогические мастерские могут заниматься различными аспектами данной проблемы, в этом случае каждый отдельный проект будет решать одну из задач общей проблемы. Процесс профессионального развития педагогов должен учитывать мотив самоутверждения, который в иерархии мотивов занимает самое высокое место. Стремление к самоутверждению выступает побудительным фактором к получению более высокого статуса, признанию и уважению, и в конечном счете - саморазвитию.
The article presents a set of pedagogical conditions for the professional development of teachers at the level of an educational organization, which includes: the organization of the process of teachers’ professional development of an educational institution based on a corporate approach with a focus on changes in the external environment; the use of formal, non-formal and informal education in unity when designing the process of teachers’ professional developmen, consistent with their interests and the development strategy of an educational institution; the formation of a system of incentives for teachers, contributing to the actualization of innovative pedagogical activities aimed at increasing the competitiveness of an educational institution and achieving a higher quality of education. The corporate approach in the professional development of teachers of an educational institution is most consistent with its characteristics, as it allows you to create new models of professional development focused on improving the quality of educational activities and the competitiveness of an educational organization, taking into account its resource potential and strategic planning. Corporate training must be designed in line with the strategic development of an educational institution. The unity of formal, non-formal and informal education in designing the process of professional development of teachers is ensured by the creation of pedagogical workshops, which are a form of organization of self-educational activities of teachers. In an educational institution, you can organize a number of pedagogical workshops, each of which will develop its own project or several. Also, teachers can skilfully deal with various aspects of this problem, in this case, each individual project will solve one of the tasks of the general problem. The process of professional development of teachers should take into account the motive of self-affirmation, which occupies the highest place in the hierarchy of motives. The desire for self-assertion acts as an incentive factor for obtaining a higher status, recognition and respect, and, ultimately, self-development.