Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Добрин А.В.. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗИ ТИПА ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ С УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 7-8 ЛЕТ

Данное исследование проводилось с целью изучения особенностей связи уровня тревожности у младших школьников с типом латерального профиля. В качестве испытуемых выступали дети в возрасте 7-8 лет. Было обследовано 150 младших школьников - 86 мальчиков (средний возраст 7,27±0,45 лет) и 64 девочки (средний возраст 7,19±0,39). Определение профиля функциональной сенсомоторной асимметрии (ФСМА) проводилось с использованием набора проб, наиболее часто встречающихся в литературе и описанных В.П. Леутиным и Е.И. Николаевой. Данный набор проб позволяет оценить преимущество левой или правой стороны в сенсорной и моторной сферах ребенка и включает задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям 7-8 лет. В этом наборе проб применялись задания на выявление ведущей руки, ведущей ноги в моторной сфере, ведущего глаза и ведущего уха в сенсорной сфере. Для определения уровня тревожности детей был использован «Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)». Детям предъявлялись рисунки, на которых изображена некоторая типичная для жизни младшего школьника ситуация. Каждому испытуемому предлагалось выбрать соответствующее, по его мнению, лицо для каждой конкретной ситуации. Анализ результатов позволил выявить индекс тревожности ребенка (ИТ). Статистический анализ полученных данных осуществлялся при помощи программы IBM SPSS Statistics (версия 22). Было обнаружено, что для младших школьников характерен средний уровень тревожности - 71,3 %, наиболее высокие показатели уровня тревожности выявлены у испытуемых с левым типом профиля ФСМА. В ходе исследования доказано, что и в группе мальчиков, и в группе девочек уровень тревожности связан как с типом латерального профиля, так и с его сенсорными компонентами.
This research was conducted with the aim of studying features of the anxiety level of primary schoolchildren with the type of the lateral profile. The subjects were children at the age of 7-8. 150 primary schoolchildren were examined - 86 boys (average age 7,27 ± 0,45) and 64 girls (average age 7,19 ± 0,39). The determination of the profile of functional sensorimotor asymmetry (FSMA) was carried out using a set of samples most commonly found in literature and described by V.P. Leutin and E.I. Nikolaeva. This kit allows you to assess the advantage of the left or right side in the sensory and motor spheres of the child, and includes tasks selected with due regard for the methods of manipulation, peculiar to 7-8-year old children. In this sample set, tasks were used to determine the leading arm, the leading leg in the motor sphere, the leading eye, and the leading ear in the sensory sphere. To identify the level of children's anxiety the Anxiety Test (R. Tamml, M. Dorki, V. Amen) was used. Pictures, which showed a typical life situation of a junior schoolchild, were presented to children. Each subject was asked to choose the appropriate, in his opinion, person for each specific situation. An analysis of the results revealed the child's anxiety index (AI). Statistical data analysis was carried out using IBM SPSS Statistics (version 22). It was found that for primary schoolchildren an average level of anxiety was 71.3 %, the highest levels of anxiety were found in subjects with the left type of profile (FSMA). It was shown that in both groups the level of anxiety is associated both with the type of lateral profile and with its sensory components.

Меренкова В.С., Ельникова О.Е.. РОЛЬ СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ТОРМОЗНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

В статье обсуждается влияние сенсомоторной интеграции и тормозных процессов на выработку у представителей различных возрастных групп здоровьеформирующей модели поведения. Сенсомоторная интеграция - характеристика психических процессов, позволяющая судить об особенностях пластических перестроек в мозге при формировании новых связей. Тормозный контроль рассматривается как психофизиологическая характеристика, отвечающая за когнитивное торможение и подавление определенного типа поведения. В качестве респондентов выступили 400 добровольных участников по 100 человек в каждой возрастной группе: младшие школьники, подростки, юноши и девушки и взрослые люди. Для реализации цели исследования были выбраны следующие методики: оценка представлений детей о здоровом и больном человеке, его внешности, внутренних переживаниях производилась посредством проективной методики «Здоровый и больной человек» (модифицированный тест А.В. Семенович «Гомункулюс», автор Т.Д. Марцинковская); выявление уровня внутренней картины здоровья (ВКЗ) у младших школьников и подростков осуществлялось с помощью экспресс-диагностики ребенка Е.И. Николаевой; определение уровня ВКЗ в юношеском возрасте и у взрослых респондентов проводилось на основе опросника «Отношение к здоровью» (автор Р.А. Березовская); для диагностики типов отношения к болезни как показателя ВКБ использовалась методика ТОБОЛ; для оценки способности респондентов распознавать упорядоченность сенсорного потока и степени выявления сформированности тóрмозного контроля применялась методика РеБОС. Полученные результаты доказывают, что у испытуемых младшего школьного и подросткового возраста сформирован эмоциональный компонент ВКЗ, тогда как когнитивный и поведенческий практически не сформированы. У респондентов юношеского возраста и взрослых людей сформирован ценностно-мотивационный компонент ВК. Это позволяет утверждать, что представители данных возрастных групп вполне осознают значимость такой ценности, как «здоровье», но выбирают неконструктивный тип отношения к болезни, что указывает на несформированность мотивационного уровня ВКБ. При этом как юноши и девушки, так и взрослые люди достаточно точно отражают сенсорные стимулы и демонстрируют высокий уровень сформированности тормозных процессов, в отличие от младших школьников и подростков. Полученные результаты позволяют говорить, что восприятие сенсорного потока может оказывать влияние на поведение представителей всех возрастных групп в ситуации потери здоровья, способствуя следованию выбранной модели поведения. Но характер влияния определяется именно моделью: если модель поведения носит здоровьесберегающий характер, то позитивное влияние очевидно, в противном случае, высокий уровень тормозного контроля лишь затрудняет перестройку в сторону здоровьесбережения и здоровьеформирования.
The article discusses the effect of sensorimotor integration and inhibitory processes on the development of a health-forming model of behavior in representatives of various age groups. Sensorimotor integration is a characteristic of mental processes that allows one to judge the features of plastic rearrangements in the brain when new connections are formed. Inhibitory control is considered as a psychophysiological characteristic responsible for cognitive inhibition and suppression of a certain type of behavior. The respondents were 400 volunteers of 100 people in each age group: primary school students, adolescents, boys and girls, and adults. To achieve the goal of the study, the following methods were selected: the assessment of the perception of children about a healthy and sick person, their appearance, internal experience was performed using the projective methodology “Healthy and sick people” (modified test of A.V. Semenovich “Gomunkuslus” by T.D. Marcinkovskaya); the revelation of the level of the internal picture of health (VHC) in primary school children and adolescents was carried out using E.I. Nikolaeva’s rapid diagnosis of the child; the determination of the level of VHC in adolescence and in adult respondents was carried out on the basis of the questionnaire “Attitude to Health” (author R. A. Berezovskaya); for the diagnosis of types of attitude to the disease as an indicator of WKB, the TOBOL method was used. To assess the ability of respondents to recognize the order of sensory flow and the degree of revelation of the formation of inhibitory control, the REBOS method was used. The obtained results prove that the subjects of primary school and adolescence have a formed emotional component of the SCH, while the cognitive and behavioral ones are practically not formed. Respondents of preadult age and adults have a value-motivational component of VK. This suggests that representatives of these age groups are fully aware of the importance of such values as “health”, but they choose a non-constructive type of attitude towards the disease, which indicates the lack of formation of the motivational level of WKB. At the same time, both boys and girls and adults quite accurately reflect sensory stimuli and demonstrate a high level of development of inhibitory processes, in contrast to junior schoolchildren and adolescents. The results obtained allow us to say that the perception of sensory flow can affect the behavior of representatives of all age groups in a health loss situation, contributing to following the chosen behavior model. But the nature of the influence is determined precisely by the model: if the behavior model has a health-preserving character, then the positive effect is obvious, otherwise, a high level of inhibitory control only makes difficulties for the restructuring in the direction of health preservation and health formation.

Смоленцева В.Г., Шахова В.А., Кожухова Ю.В.. ОНЛАЙН-ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

В статье рассматриваются преимущества и недостатки онлайн-программ, в частности в обучении иностранным языкам. Изменения, происходящие в обществе, требуют модернизации всей системы образования, использования новых технологий, включая онлайн-технологии, позволяющие сделать образование более доступным, актуальным, отвечающим интересам и потребностям современного общества. Онлайн-методики часто являются более практичными и адаптированными, позволяя современным студентам самим выбирать те аспекты изучения, которые будут необходимы для их дальнейшей деятельности. Но, говоря о все более возрастающей роли подобного обучения, нельзя исключать или сводить к минимуму обычные занятия с преподавателем. Существует целый ряд важных нейрофизиологических особенностей, например, для изучения иностранных языков, которые пока мало учитываются в онлайн-обучении. При работе с преподавателем возрастает эмоциональная составляющая процесса обучения, что приводит к росту мотивации, увеличивает скорость запоминания нового материала. В работе непосредственно с преподавателем учитывается репрезентативная система обучаемых (аудиалы, визуалы, кинестетики). При работе же с использованием онлайн-методик акцент делается на студентов-визуалов, и это означает, что предлагаемые упражнения могут не подходить тем студентам, которые пользуются другой репрезентативной системой. Для определения процентного содержания различных репрезентативных систем у студентов факультета физико-математических и естественных наук РУДН был проведен опрос с использованием теста С. Ефремцева. Авторы также провели сравнительный анализ результатов выполнения грамматических заданий в онлайн-пособиях и фактических результатов (умение использовать грамматические конструкции в речи), выявив существенные различия. В своей статье авторы подчеркивают необходимость более гибкого подхода к выбору методик преподавания (онлайн, традиционные методики, работа с преподавателем), необходимость учета нейролингвистических особенностей студента или группы студентов при выборе данных методик.
The article discusses the advantages and disadvantages of on-line programs, used in particular in teaching foreign languages. Changes that are happening in society require the modernization of the entire education system, the use of new technologies, including on-line technologies, to make education more accessible, relevant, meeting the interests and needs of modern society. On-line techniques are often considered more practical, adapted, and they allow modern students to choose the aspects to study that will be necessary for their future activities. However, speaking about the increasing role of such training, it is impossible to exclude or minimize the role of usual classes with a teacher. There are a number of neurophysiological features important, for example, for the study of foreign languages. These features are not yet taken into account in the on-line training. When working with a teacher, the emotional component of the learning process is increasing, which leads to increased motivation, thus increasing the speed of new material memorizing. Working directly with a teacher a representative system of the students (auditory, visual, and kinesthetic) is taken into account. On-line techniques make their emphasis on visual students, what means that the proposed exercises may not be suitable for those students who use a different representative system. To determine the percentage of various representative systems among students of the Faculty of Physical, Mathematical and Natural Sciences of PFUR University, a survey was conducted using the S. Efremtsev test. The authors also conducted a comparative analysis of the results of grammar tasks in on-line manuals and actual results (the ability to use grammar constructions in speech), revealing significant differences. In the article, the authors emphasize the need for a more flexible approach to the choice of teaching methods (on-line, off-line), the neccesaty to take into account the neurolinguistic characteristics of a student or a group of students when choosing a teaching method.

Фаустова И.В., Комлик Л.Ю.. К ВОПРОСУ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена рассмотрению проблемы эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста. Актуальность проблемы обусловлена возрастающей тенденцией к ухудшению состояния физического и эмоционального здоровья современных детей. Акцент сделан на том, что количество детей, испытывающих состояние эмоционального дискомфорта, особенно увеличивается на этапе предшкольной подготовки, а с началом школьного обучения эти показатели только растут. В работе уделяется внимание анализу понятия «эмоциональное здоровье», рассматривается его взаимосвязь с проблемой психологического здоровья. Приведен анализ современных подходов к исследованию психологического здоровья. В статье рассмотрены некоторые варианты нарушения психологического здоровья дошкольников, обозначен ряд причин, предположительно их вызывающих. Авторы статьи акцентируют внимание на недостаточном количестве исследований по проблеме эмоционального здоровья детей дошкольного возраста, обосновывают связь эмоционального здоровья и эмоционального благополучия. Авторы обращают внимание на актуальность поставленных вопросов, так как для ребенка очень важна стабильность в эмоциональных реакциях, складывающиеся взаимоотношения, взаимодействия с окружающей действительностью определяют успешность адаптации в социуме. У достаточно большого количества современных детей старшего дошкольного возраста диагностируется высокий уровень тревожности, неуверенности в себе и в ближайшем окружении, неадекватная или неустойчивая самооценка, страхи, что может свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод об остро стоящей необходимости разработки критериев и показателей для определения уровня эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста. В связи с тем, что дошкольный возраст и младший школьный являются сензитивными для формирования психологического здоровья, в основе которого лежит эмоциональное здоровье, возникает необходимость разработки профилактической программы, направленной на его сохранение, укрепление, создание психолого-педагогических условий для эмоционального благополучия дошкольников.
The article considers the problem of emotional health of children of senior preschool age. The importance of the problem is caused by the increasing tendency to degradation of physical and emotional health of modern children. The emphasis is on the fact that the number of children experiencing emotional discomfort especially increases at the stage of preschool education and with the beginning of school education these indicators only increase. The work analyses the concept of "emotional health", considers its relationship with the problem of psychological health. The analysis of modern approaches to the study of psychological health is presented. The article discusses some variants of the disorder of preschoolers’ psychological health, outlines some reasons causing them. The authors of the article focus on the lack of studies on the problem of emotional health of preschool children. The article substantiates the relationship between emotional health and emotional well-being. The authors pay attention to the importance of discussing troubles as a child needs stability in emotional reactions, developing relationships. Interaction with the surrounding reality determines the successful adaptation in the society. A sufficiently large number of modern children of senior preschool age are diagnosed with a high level of anxiety, self-doubt and doubt in the immediate environment, inadequate or unstable self-esteem, fears which may indicate the emotional distress. The analysis of psychological and pedagogical literature allows us to conclude that there is an urgent need to develop criteria and indicators to determine the level of emotional health of children of preschool age. Due to the fact that preschool and primary school ages are sensitive for the formation of psychological health which is based on emotional health, there is a need to develop a preventive curriculum aimed at preserving, strengthening, creating psychological and pedagogical conditions for the emotional well-being of preschool children.

Шишова Е.О., Мавлетдинова З.Ф.. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА

Исследование посвящено проблеме влияния билингвизма на когнитивное и коммуникативное развитие детей. В работе представлены результаты теоретико-экспериментального исследования взаимосвязи специализированного обучения как формы социальной ситуации развития и психологических закономерностей развития в младшем школьном возрасте. В основе исследования лежат: концепция «диалога культур» (Е.Н. Матюхина, А.В. Шафрикова, М. Крюгер-Потратц) и поликультурного воспитания (В.В. Макаев, З.А. Малькова, В.Ю. Хотинец, В.Ф. Габдулхаков); теория деятельностного подхода и развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина и др.); концепция взаимодействия языков в сознании билингва и их влияния на параметры речевой деятельности (Н.В. Барышников, А.А. Залевская, И.А. Зимняя и др.); положение о «средовых» влияниях на развитие личности (Д. Брунер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М. Мид, В.В. Рубцов, Ж. Пиаже и др.). Эмпирическим путем выявлены особенности речемыслительной деятельности детей младшего школьного возраста (монолингвов, владеющих родным русским языком; билингвов с естественным билингвизмом, владеющих двумя языками с раннего детства в результате языкового общения в двуязычной среде, т.е. второй язык начинает вводиться до 7 лет; и билингвов, приступивших к освоению второго языка после 8 лет). Установлено, что формирование сбалансированного билингвизма определяется спецификой социокультурных условий, в которых развивается речь детей, а двуязычных детей отличают такие когнитивные способности,как своеобразная «гибкость» мышления, быстрота, эффективность нахождения решений и нестандартный подход к обработке информации разных уровней. Монолингвы обладают большим лексическим запасом и высоким уровнем продуктивности речевой деятельности, которая определялась по четырем параметрам: скорость продвижения в новом материале, безошибочность, самостоятельность, гибкость.
The research is considers the problem of the influence of bilingualism on the cognitive and communicative development of children. The paper presents the results of a theoretical and experimental study of the relationship of specialized education - as a form of a social situation of development, and psychological patterns of development in primary school age. The study is based on the concept of “dialogue of cultures” (E.N. Matyukhina, A.V. Shafrikova, M. Kruger-Pratratz) and multicultural education (V.V. Makayev, Z.A. Malkova, V.Yu. Hotinets , V.F. Gabdulhakov); theory of the activity approach and developmental teaching (L.S. Vygotskiy, V.V. Davydov, L.V. Zankov, N.F. Talyzina, etc.); the concept of the interaction of languages in the mind of bilinguals and their influence on the parameters of speech activity (N.V. Baryshnikov, A.A. Zalevskaya, I.A. Zimnyaya and others); the position of “environmental” influences on the development of personality (D. Bruner, L.S. Vygotsky, A.R. Luria, M. Mid, V.V. Rubtsov, J. Piaget, etc.). Empirically, the features of verbal and thinking activities of children of primary school age (monolinguals who speak Russian; bilinguals who speak two languages from early childhood as a result of language communication in a bilingual environment, that is, a second language begins to be introduced up to 4-7 years old; and bilinguals who have started learning a second language after 8 years). The study confirms that bilingual children are distinguished by cognitive abilities, such as the “flexibility” of thinking, intellectual quickness and non-standard approach to processing information of different levels. Monolinguals have a larger lexical reserve and productivity of speech activity. Multilingual early childhood education is not solely oriented towards learning, its main goal is the development of their communicative abilities, and cognitive processes.

Архангельская Н.Н.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОР В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ

В центре внимания автора статьи находится процесс обучения иноязычному монологическому высказыванию студентов неязыковых профилей подготовки в вузе, а основным предметом исследования являются опоры, задействованные в этом процессе. Актуальность темы связана с необходимостью освоения монологической речи в иноязычном образовании и наличием трудностей, сопровождающих рассматриваемый аспект речевой деятельности. Цель исследования состоит в выявлении опор, которые целесообразно использовать при обучении монологическому высказыванию, и определении факторов, влияющих на выбор той или иной опоры. Автором анализируется с педагогической точки зрения понятие опоры и дается собственное определение в контексте методики преподавания иностранных языков. Кроме того, предлагается уточненный термин «речевая опора» применительно к обучению иноязычному монологическому высказыванию. В статье приводятся трактовки понятий «монолог», «монологическая речь», «монологическое высказывание», широко употребляемые в теории и практике иноязычного образования, и обосновывается их использование как синонимов. На основе анализа методической литературы, а также теоретического осмысления и систематизации собственного педагогического опыта автор выделяет комплекс факторов, влияющих на выбор опор (уровень языковой и общей подготовки обучающихся, способ/путь обучения монологу, функционально-смысловой тип речи, уровень высказывания, вид высказывания в зависимости от наличия предварительной подготовки). При детальном рассмотрении каждого из факторов приводится описание конкретных опор и рекомендации по их применению в образовательном процессе. В ходе исследования обосновывается в целом необходимость использования опор в обучении студентов неязыковых профилей подготовки как средства, способствующего порождению речевого высказывания и оптимизирующего тем самым процесс обучения иноязычной монологической речи.
The author focuses on the process of teaching foreign language monologic expression to students of non-linguistic specializations at university. The main subject of the study is the supports involved in this process. The importance of the topic is associated with the need to master monologic speech in foreign language education and the presence of difficulties that accompany the considered aspect of speech activity. The purpose of the study is to identify supports that are appropriate to be used in teaching monologic expression, and to identify factors that influence the choice of the support. The author analyzes, from a pedagogical point of view, the concept of support and gives their own definition in the context of the methodology of teaching foreign languages. In addition, a clarified term “speech support” is proposed in relation to the teaching of foreign language monologic expression. The article provides interpretations of the concepts of “monologue”, “monologic speech”, “monologic expression”, widely used in the theory and practice of foreign language education, and substantiates their use as synonyms. Based on the analysis of the methodological literature, as well as theoretical understanding and systematization of their own pedagogical experience, the author identifies a set of factors that influence the choice of supports (the level of language and general training of students, the method / way of teaching monologue, the functional-semantic type of speech, the level of expression, type of expression, depending on the availability of preliminary training). At a detailed examination of each of the factors the description of specific supports and recommendations for their use in the educational process is given. In the course of the study, the need of using supports in teaching students of non-linguistic specializations is substantiated as a means of contributing to the generation of speech expression and thereby optimizing the process of teaching foreign monologic speech.

Вершков А.С., Переплётов А.М., Волков Е.С.. ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕКСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СИТУАЦИОННОЙ СТРЕЛЬБЫ С НЕОБХОДИМЫМ УРОВНЕМ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Авторы статьи акцентируют внимание на том, что реформирование отечественного образования затронуло все направления подготовки специалистов в современном вузе, которые нацелены в настоящее время на овладение данными специалистами профессиональными компетенциями. В статье рассмотрены актуальные с точки зрения современных требований к подготовке офицеров в военном вузе вопросы применения контекстно-ориентированных игр с целью формирования навыков ситуационной стрельбы с необходимым уровнем персональной ответственности у будущих военных специалистов. Авторы раскрывают суть понятий контекстно-ориентированных игр, навыков ситуационной стрельбы и персональной ответственности личности, рассматривают персональную ответственность личности с позиций многогранности контекстов и педагогической всесторонности данного феномена. Раскрыта сущность навыков ситуационной стрельбы в образовательном процессе военного вуза с учетом применения контекстно-ориентированной игры. Уделено внимание интерактивным средствам контекстно-ориентированных игр, обеспечивающих на практике эффективность формирования навыков ситуационной стрельбы с необходимым уровнем персональной ответственности у будущих военных специалистов. Разработка всевозможных сценариев контекстно-ориентированных игр в военных вузах направлена на поиск и реализацию потенциала игры в развитии интеллекта, логики и инициативности обучающихся, а также в формировании у будущих специалистов профессиональных навыков ситуационной стрельбы с необходимым уровнем персональной ответственности. Статья может быть полезна преподавателям высшей школы, соискателям, аспирантам и адъюнктам военных вузов. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-методических семинаров в учебных заведениях.
The authors of the article focus on the fact that the reform of national education has affected all areas of training at modern universities, which are currently aimed at mastering professional competencies by these specialists. The article deals with important (from the point of view of modern requirements for the training of officers at a military educational institution) issues of using context-oriented games in order to form the skills of situational shooting with the required level of personal responsibility of future military specialists. The authors reveal the essence of the concepts of context-oriented games, situational shooting skills and personal responsibility of the individual. The authors of the article consider the personal responsibility of the individual from the perspective of the diversity of contexts and pedagogical comprehensiveness of this phenomenon. The article reveals the essence of situational shooting skills in the educational process of a military educational institution, taking into account the application of context-oriented games. Attention is paid to the interactive means of context-oriented games that provide the effectiveness of the forming situational shooting skills with the required level of personal responsibility of future military specialists in practice. The development of various scenarios of context-oriented games at military universities is aimed at finding and realizing the potential of the game in developing the intelligence, logic and initiative of students, as well as developing necessary professional skills for situational shooting with the required level of personal responsibility among future specialists. The article is of use for teachers ( instructors) of higher educational institutions, applicants, postgraduate students of civil and military educational institutions. The subject matter of the article can be used at scientific and methodological seminars at educational institutions.

Крикунов А.Е.. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ КАК ОСНОВАНИЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПОМОЩИ

Статья содержит общий очерк основных положений экзистенциальной социальной работы. Социальная работа, по мнению автора, представляет интерес для философии образования в силу своей ориентации на решение педагогических по своей сути задач при оказании клиенту социально-психологической и социально-педагогической помощи. Предполагается, что проблемы адаптации экзистенциализма к практике социальной работы аналогичны проблемам построения основанной на экзистенциализме философии образования. Автор конкретизирует основные причины, не позволяющие говорить о реальном влиянии экзистенциализма на теорию и практику образования. Во-первых, использование экзистенциальной философией специфического набора понятий, описывающих человеческое существование и резко отличающихся от общепринятого словаря педагогики. Во-вторых, стремление к разработке форм обучения и воспитания, отличающихся от принятых в современном образовании. Аналогичные проблемы определяют трудности в адаптации экзистенциальной философии и основанной на ней экзистенциальной терапии к потребностям социальной работы. В статье утверждается, что практика экзистенциальной терапии предполагает своеобразный пересмотр классических представлений об образовании человека. В первую очередь автор обращает внимание на игнорирование экзистенциальной социальной работой истории проблем клиента. Педагогически это можно интерпретировать как указание на возможность отклонения любого воспитательного эффекта прошлых взаимодействий. Кроме того, экзистенциальная социальная работа отказывается от центрации на анализе или самоанализе личности клиента. Следовательно, никакой «образ» не может быть поставлен в соответствие формирующемуся человеку или принят в качестве цели образовательного взаимодействия. В целом экзистенциализм направлен не на прояснение структуры субъекта, а на последовательное отстаивание возможности рассматривать его вне пределов доступного для образования мира.
The article outlines main provisions of existential social work. Social work, according to the author, is of interest to the philosophy of education because of its orientation on solving pedagogical, in its essence, tasks when providing a client with socio-psychological and social-pedagogical help. It is assumed that the problems of adaptation of existentialism to the practice of social work are similar to the problems of the formation of the philosophy of education based on existentialism. The author specifies main reasons that do not allow one to talk about the real impact of existentialism on the theory and practice of education. Firstly, existential philosophy uses a specific set of concepts that describe human existence and which differ sharply from the generally accepted vocabulary of pedagogy. Secondly, the desire to develop forms of upbringing and teaching that are different from those accepted in modern education. Similar problems determine the difficulties in adapting existential philosophy and existential therapy, which is based on it, to the needs of social work. The article argues that the practice of existential therapy involves a kind of revision of classical ideas about human education. First of all, the author draws attention to the fact that existential social work neglects the history of customer problems. In pedagogical perspective, this can be interpreted as an indication of the possibility of rejecting any educational effect of past interactions. In addition, existential social work refuses to focus on the analysis or introspection of the client’s personality. Consequently, no “image” can be assigned to the emerging person or accepted as the goal of educational interaction. In general, existentialism is not aimed at clarifying the structure of the subject, but at the consistent defense of the possibility to consider it outside the limits of the world available to education.

Мальцева В.А., Чеснокова О.С.. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров на примере выполнения курсового дизайн-проекта. Актуальность данной проблемы определяется современными концепциями высшего образования, направленными на разработку и апробацию новых моделей университета будущего. Имеющийся на рынке труда дефицит в сфере проектной дизайнерской и технологической деятельности позволит будущему дизайнеру костюма реализовать себя в качестве художника, конструктора, предпринимателя. Как культурная ценность, костюм каждой эпохи не только выражает специфику системы мышления того или иного времени, но и содержит культурный код, позволяющий выделить гендерную, социальную, профессиональную, этническую идентичность. В процессе курсового проектирования по дисциплине «История костюма» студенты проводят первое серьезное исследование с применением научных методов разработки дизайн-проектов, обладающих теоретической и практической новизной и оригинальностью авторской концепции. Студенты приобретают навыки работы с научными, литературными и сетевыми источниками по истории, конструированию и технологии выполнения костюма; совершенствуют профессиональные и общекультурные навыки в будущей сфере деятельности. Основной акцент исследования сделан на формировании профессиональных компетенций для осуществления художественной и проектной деятельности в процессе изучении истории костюма и кроя, освоения технологии создания авторской куклы, комплексного анализа исторического костюма.
The article discusses the problem of the formation of professional competencies of future designers on the example of the course design project. The relevance of this problem is determined by modern concepts of higher education which are aimed at the development and testing of new models of the university of the future. The shortage of project design and technological activity in the labor market will allow the future costume designer to realize himself as an artist, a designer, a businessman. As a cultural value, the costume of each era not only expresses the specifics of the thinking system of one time or another, but also contains a cultural code that allows you to highlight gender, social, professional, ethnic identity. In the process of course design on “History of Costume”, students conduct the first serious study using scientific methods to create design projects and justify the novelty of their own conceptual solutions. Students acquire skills in working with scientific, literature and network sources on the history, design and technology of costume design; improve professional and general cultural skills in the future field of activity. The main emphasis of the study is on the formation of professional competencies for the implementation of art and design activities in the process of studying the history of costume and cut, mastering the technology of creating an author's doll, a comprehensive analysis of historical costume.

Мангер Т.Э., Васильева Ю.В.. ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается вопрос применения в модели процесса формирования патриотических чувств у подростков военно-исторических реконструкций. Уточняется понятие исторической реконструкции. Приведены основные элементы данного мероприятия. Подчеркивается важность использования реконструкции, позволяющая передать знания об истории определенной эпохи подросткам и молодежи, что помогает сформировать патриотические чувства. Участие в военно-исторических реконструкциях способствует становлению у подрастающего поколения базовых ценностей, таких, как любовь к Родине, проявлению интереса к ее истории и культуре, что в итоге перетекает в патриотическое сознание и стремление к изучению истории своей страны. В настоящее время во многих регионах отсутствуют площадки, позволяющие решать проблему получения подростками комплексного представления о спектре традиционных ремесел, а также о традиционном судостроении Древней Руси в целом и Верхнего Дона в частности. На примере деятельности военно-исторического клуба исследованы методы вовлечения подростков в процесс создания и применения реплик средневековых предметов. Рассмотрены примеры действующих проектов «Историкокультурный центр “Русское Подворье”» и «Школа традиционного судостроения», а также основные формы работы и количественные показатели их деятельности. Описана возможность применения в учреждениях дополнительного образования форм и методов работы с применением исторической реконструкции, что способствует проявлению интереса у подростков к истории, технологии изготовления различных предметов народного творчества и т.д. Это позволит выработать практические навыки у учащихся в работе с различными материалами: тканью, железом, кожей, - а также развить творческие способности
The article considers the use of military-historical reconstructions in the model of the formation process of Patriotic feelings in adolescents. The concept of historical reconstruction is specified. The main elements of this event are given. The importance of the use of reconstruction, which allows one to transfer knowledge about the history of a certain era to adolescents and youth, is emphasized. It helps to form Patriotic feelings. Participation in military-historical reconstructions contributes to the formation of basic values in adolescents, such as love for the Motherland, interest in its history and culture, which eventually flows into the Patriotic consciousness and the desire to study the history of their country. Currently, in many regions there are no sites that allow teenagers to getting a comprehensive understanding of the spectrum of traditional crafts, as well as the traditional shipbuilding of Ancient Russia, in general, and the Upper Don, in particular. The methods of involving teenagers in the process of creating and using replicas of medieval objects are considered on the example of the war-historical club. The examples of the existing projects “Historical and cultural center “Russian Coaching Inn” and “School of traditional shipbuilding” are considered, the main forms of work and quantitative indicators of their activity are described. The possibility of using forms and methods of work with the use of historical reconstruction at institutions of additional education that will contribute to the manifestation of interest in history, manufacturing techniques of various folk art objects, etc. in adolescents are described. This will allow one to develop practical skills among students while working with different materials - cloth, iron, leather, as well as to develop creative abilities.

Новикова И.В., Новиков Г.А., Тимофеев А.И.. ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО В СОДЕРЖАНИИ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются тенденции развития и совершенствования отечественного художественного образования в условиях изменений, происходящих в современном социуме. Возрождение традиций православия, обращение к истокам богатейшей национальной культуры становятся важным фактором, обусловливающим повышение интереса к изучению древнерусского искусства. В связи с этим в практику преподавания художественных дисциплин в учреждениях среднего профессионального и высшего образования вводятся специальные курсы, учебные занятия, на которых подробно рассматриваются и анализируются произведения иконописи. Древнерусская живопись - воплощение христианского мировоззрения, духовно-нравственных идеалов, непреходящих человеческих ценностей. Возникнув на основе византийского искусства, она выработала свою уникальную художественную систему. Эстетика древнерусской иконы выражает ее содержательное значение. Композиционное построение, колорит, одухотворенность образов подчеркивают их неземное величие. Иконопись дала начало промыслам лаковой миниатюры, в новых декоративных формах которых нашли применение ее традиционная технология и художественно-выразительные средства. Мастера Палеха, Холуя, Мстеры сумели трансформировать стилистические особенности и многослойность письма темперными красками в сюжеты росписи изделий с лакированной поверхностью, не требующие следования канону и допускающие свободное размещение элементов на декорируемой плоскости. Междисциплинарный подход к изучению древнерусской живописи раскрывает возможности комплексного постижения обучающимися ее философско-смыслового и символического содержания, образно-выразительного языка, содействует трансляции художественного опыта мастеров-иконописцев и традиций ремесла в современное образовательное пространство. Овладение техническими приемами лаковой миниатюры в процессе художественно-творческой деятельности способствует развитию композиционного мышления обучающихся посредством интерпретирования стилистики элементов новгородских и строгановских писем, составляющих основу традиций народных промыслов Палеха, Холуя, Мстеры. Приобретаемые в ходе междисциплинарного изучения древнерусской живописи знания и навыки необходимы будущим педагогам-художникам в дальнейшей профессиональной деятельности в сфере художественного образования и духовно-нравственного воспитания молодежи.
The article discusses the development and improvement of national art education under conditions of changes of the modern society. The revival of Orthodox traditions, the appeal to the sources of the richest national culture are becoming an important factor determining the increase in interest in the study of ancient Russian art. In this regard, in the practice of teaching art disciplines at institutions of secondary vocational and higher education, special courses and training classes are introduced, at which icon painting works are examined and analyzed in detail. Old Russian painting is the embodiment of a Christian worldview, spiritual and moral ideals, and enduring human values. Having arisen on the basis of Byzantine art, it developed its own unique art system. The aesthetics of the old Russian icon expresses its meaningful meaning. Compositional construction, color, spirituality of images emphasize their unearthly grandeur. Iconography gave rise to the crafts of varnish miniatures, in new decorative forms of which its traditional technology and artistic and expressive means found application. Masters of Palekh, Kholuy, Mstera managed to transform the stylistic features and multilayer painting with tempera paints in the subjects of painting products with varnished surfaces that do not require following the canon and allow the free placement of elements on the decorated plane. An interdisciplinary approach to the study of ancient Russian painting reveals the possibilities for students to comprehensively comprehend its philosophical and semantic and symbolic content, figurative and expressive language, and helps to translate the artistic experience of icon painters and craft traditions into the modern educational space. Mastering the techniques of lacquer miniatures in the process of artistic and creative activity contributes to the development of compositional thinking of students by interpreting the stylistics of the elements of Novgorod and Stroganov letters, which form the basis of the traditions of folk crafts Palekh, Kholuy, Mstera. The knowledge and skills acquired in the course of an interdisciplinary study of ancient Russian painting are necessary for future painters-teachers in their further professional activities in the field of art education and spiritual and moral education of youth.

Пузатых А.Н.. УЧАСТИЕ В РЕЙТИНГАХ УНИВЕРСИТЕТОВ МИРА КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ СТРАН И РАЗВИТИЕ ВУЗОВ

В данной статье обсуждается участие вузов в глобальных рейтингах университетов мира и их влияние на высшие учебные заведения по всему миру. Выдвигается предположение, что международные рейтинги влияют на университеты как в странах с развитой экономикой, так и в развивающихся. И там, и там есть понимание и неоспоримое желание улучшать свои позиции, так как это напрямую отражается на престиже вуза, что, в свою очередь, позволяет привлекать более талантливых студентов. Наиболее влиятельными глобальными рейтингами являются Академический рейтинг университетов мира (рейтинг Шанхайского университета, ARWU), впервые опубликованный в 2003 году, и QS World University Rankings, первое издание которого вышло в 2004 году. Результаты данных рейтингов привели к появлению такого понятия, как «университет мирового класса». Правительства многих стран мира (Китай, Тайвань, Малайзия, Япония, Россия) прилагают большие усилия для продвижения вузов своих стран в Топ-100 рейтингов. Попадание в число 100 лучших вузов дает право называть вуз «университетом мирового класса». В статье анализируются стратегии ответа на результаты международных рейтингов. Среди главных можно назвать следующие: выделение дополнительного финансирования избранным вузам, усиленная интернационализация студенческой среды, сотрудничество с ведущими зарубежными вузами. В России существует две стратегии: модернизация вузов и слияние нескольких университетов в один. В заключении отмечается, что глобальные рейтинги сегодня являются неотъемлемой частью высшего образования и что вузы готовы работать в рамках сложившейся методологии, несмотря на существующие недостатки.
This article discusses the participation of universities in global rankings of world universities and their impact on higher education institutions around the world. It is suggested that international rankings affect universities in both advanced economies and developing countries. There is an understanding and an undeniable desire to improve positions in rankings, as this directly affects the prestige of the university, which in turn allows them to attract more talented students. The most influential global rankings are the Academic Ranking of World Universities (Shanghai University Ranking), first published in 2003, and the QS World University Rankings, the first edition of which was published in 2004. The results of these rankings led to the emergence of the term of “World Class University”. The governments of many countries of the world (China, Taiwan, Malaysia, Japan, Russia) are making great efforts to promote the universities of their countries to the Top-100 of rankings. Being among the top 100 universities gives the right to call a university “World Class University”. The article analyzes the strategies for responding to the results of international rankings. Among the main ones are the following: the allocation of additional funding to selected universities, enhanced internationalization of the student environment, cooperation with leading foreign universities. In Russia, there are two strategies: the modernization of universities and the merger of several universities. In conclusion, it is noted that global rankings today are an integral part of higher education. And universities are ready to work within the framework of the established methodology, despite the existing shortcomings.

Седова О.В.. ИДЕИ АНТИАЛКОГОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Д.Г. БУЛГАКОВСКОГО

В статье рассматриваются идеи антиалкогольного воспитания молодежи в трудах известного дореволюционного писателя, просветителя, педагога и священника Д.Г. Булгаковского, практически неизвестного современному массовому читателю. Много лет проработавший в сфере народного образования, Д.Г. Булгаковский внес большой вклад в дело антиалкогольного воспитания и просвещения молодежи и взрослого населения России конца XIX - начала ХХ вв. Актуальность научной проблемы исследования определяется важностью для современной науки изучения, теоретического анализа и творческого осмысления огромного опыта антиалкогольного воспитания, представленного в работах Д.Г. Булгаковского. Целью статьи является исследование идей антиалкогольного воспитания в трудах Д.Г. Булгаковского. Всвязи с этим представляется необходимым проанализировать литературно-просветительские произведения Д.Г. Булгаковского, посвященные антиалкогольному вопросу. Поставленной целью обусловлен и выбор метода исследования, базирующегося на принципах системно-целостного анализа произведений. Кроме того, использовались теоретический анализ психолого-педагогической литературы конца XIX - начала ХХ вв., сопоставительный анализ учебных пособий и учебных программ, применяемых для антиалкогольного воспитания школьников в изучаемый период. В ходе исследования было выяснено, что Д.Г. Булгаковский одним из первых осознал важность проблемы профилактики алкоголизма школьников, которая входила в число актуальнейших в спектре проблем духовно-нравственного воспитания молодежи. Свои идеи, касающиеся антиалкогольного воспитания, он воплощал в литературно-публицистических произведениях, а также в учебных пособиях, предназначенных для школ, в которых постепенно вводились уроки противоалкогольной направленности. Результаты исследования могут способствовать совершенствованию современной системы антиалкогольного воспитания молодежи.
The article considers the ideas of anti-alcohol education of youth in the works of a famous pre-revolutionary writer, educator, teacher and priest D. G. Bulgakovskiy, almost unknown to the modern mass reader. He worked in education for many years. D. G. Bulgakovskiy made a great contribution to the anti-alcohol education of youth and adults in Russia in the late XIX-early XX centuries. Bulgakovskiy's anti-alcohol ideas, their study, theoretical analysis and creative comprehension are relevant for modern science. The purpose of the article is to study the ideas of anti-alcohol education in the Bulgakovskiy‘s works. In this regard, it seems necessary to analyze the literary and educational works of D. G. Bulgakovskiy devoted to the anti-alcohol issue. The goal determined the choice of the research method based on the principles of systematic and holistic analysis of the works. In addition, the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature of the late XIX-early XX centuries, comparative analysis of textbooks and training programs on anti-alcohol education of schoolchildren were used. It was found out that D.G. Bulgakovskiy was one of the first to realize the importance of prevention of alcoholism of schoolchildren. This problem was one of the most urgent problems of spiritual and moral education of young people. D.G. Bulgakovskiy embodied his anti-alcohol ideas in literary and journalistic works, in textbooks intended for schools, in which anti-alcohol lessons were introduced. The results of the study can improve the modern system of anti-alcohol education of young people.

Чуйкова Ж.В., Красова Т.Д.. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ РАННЕГО ДЕТСТВА В РОССИИ

Изменения в современной образовательной политике России, вызванные определенными социальными процессами, коснулись и вопросов развития, воспитания детей не только дошкольного, но и раннего возраста. Выход нормативно-правовых документов - закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - способствует обеспечению условий разностороннего развития личности будущего гражданина с раннего возраста. Дошкольная образовательная организация сегодня создает благоприятные условия для воспитания ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, раскрытия индивидуальных способностей и склонностей, т.е. полноценного проживания периода раннего детства. Преддошкольный период, по мнению ведущих отечественных специалистов (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская, К.Л. Печора, Е.О. Смирнова и др.), является определяющим для полноценного физического, познавательного, речевого, эмоционального, личностного развития человека. Данный факт «обязывает» врачей, педагогов, психологов, родителей обращать особое внимание на развитие и воспитание в период раннего детства. Поиск новых подходов к образованию детей в преддошкольный период закономерно привел к историческому прошлому педагогической науки, в котором ведущие зарубежные и отечественные ученые успешно решали задачи воспитания детей от рождения до трех лет. В статье авторы в целостном виде представили историко-педагогический анализ научно-практических взглядов на процесс становления и развития педагогики раннего детства в России, обратились к исследованиям зарубежных ученых, в трудах которых прослеживаются идеи воспитания детей от рождения до трех лет: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фрёбеля и др. Особое внимание уделяется этапу становления и развития педагогики раннего детства как науки в России (20-30-е годы XX в.). Авторы раскрывают роль основоположника педагогики раннего детства Н.М. Щелованова и его сотрудников, соединивших лучшие идеи зарубежных и отечественных ученых в вопросах воспитания детей раннего возраста. Результаты исследования позволяют рекомендовать использование опыта прошлого для совершенствования современной системы образования детей раннего возраста.
Changes in the modern educational policy of Russia, caused by certain social processes, concern the issues of the development, education of not only preschoolers, but also junior schoolchildren. The Law “On education in the Russian Federation”, the Federal State Educational Standard of Preschool Education contribute to providing conditions for the multifaceted development of personality of future citizens from the early age. Preschool educational organization today creates favorable conditions for the education of the child, opening up opportunities for its positive socialization, the development of individual abilities and inclinations, i.e., full-fledged living the period of early childhood. Preschool period in the opinion of leading Russian specialists (N.M. Selivanov, N.M. Aksarina, M.Y. Kistiakowsky, K.L. Pechora, E.O. Smirnova, etc.) is crucial for normal physical, cognitive, speech, emotional and personal development. This fact “obliges” doctors, teachers, psychologists, parents to pay special attention to the development and education of children in early childhood. The search for new approaches to the education of children in the preschool period naturally led to the historical past of pedagogical science, in which leading foreign and domestic scientists successfully solved the problem of bringing up children from birth to three years. In the article the author in a holistic form presented the historical and pedagogical analysis of scientific and practical views on the process of the formation and the development of early childhood pedagogy in Russia. The author refers to the research of foreign scientists, whose works trace the idea of raising children from birth to three years: J.A. Komensky, I.G. Pestalozzi, J.-J. Rousseau, F. Froebel, etc. Special attention is paid to the stage of the formation and development of early childhood pedagogy as a science in Russia (20-30-ies of XX century). The author reveals the role of the founder of pedagogy of early childhood - N. M. Shchelivanova and his team, connecting the best ideas of foreign and domestic scientists in the education of children of early age. The results of the study allow us to recommend the use of past experience to improve the modern education system of young children.

Шан Шан. ВОЕННЫЕ ФИЛЬМЫ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ КАК СРЕДСТВО МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Обучение, воспитание и развитие являются неотъемлемыми составляющими системы профессионального образования. Структурирование данных элементов в соответствии с едиными целевыми установками направлено на упорядочивание образовательного процесса, создание условий для согласованности действий субъектов системы образования. Таким образом, целеполагание есть обязательное требование к организации взаимодействия субъектов образования. Дидактика определяет предметную область учебной дисциплины прежде всего как средство развития индивида, в том числе его духовно-нравственных качеств. Однако на сегодняшний момент реализации воспитательных целей в образовательной деятельности уделяется недостаточно внимания, особенно в сфере профессионального становления специалистов, что отрицательным образом сказывается на качестве подготовки профессионалов. Актуальность заявленной проблемы определена еще и тем, что обучающийся, не имеющий четкого представления о сущности нравственных категорий и не обладающий опытом самостоятельной постановки целей в данном измерении, не способен стать субъектом системы самовоспитания. Законодательство Российской Федерации четко определяет содержание целей обучения, воспитания и развития с учетом уровней образования, предполагая при этом свободу выбора субъектами образовательного процесса технологий реализации указанных целей. Технологическое обеспечение подготовки специалистов для кинематографической отрасли представлено широким спектром методов, приемов, форм и средств обучения. Одним из продуктивных и зарекомендовавших себя образовательных средств, предполагающим, в частности, формирование адекватной духовно-нравственной позиции обучающегося, следует считать советский военный фильм. Кинопроизведения данного плана направлены на формирование у человека таких качеств, как чувство долга, патриотизм, гражданственность, гуманизм и ряд других, имеющих значимость как для самой личности, так и для общества и государства в целом. В качестве примера в статье приведены конкретные военные фильмы советской эпохи в контексте их воспитательного потенциала, реализуемого посредством содержания, идеи киноленты, а также изобразительных средств выражения мысли.
Training, education and development are integral components of the vocational education system. Structuring of these elements in accordance with the unified target settings is aimed at streamlining the educational process, creating conditions for the coordination of actions of subjects of the education system. Thus, goal-setting is a mandatory requirement for the organization of interaction of subjects of education. Didactics defines the subject area of academic discipline primarily as a means of development of the individual, including their spiritual and moral qualities. However, at the moment insufficient attention is paid to the implementation of educational goals in educational activities, especially in the field of professional development of specialists, which negatively affects the quality of training of professionals. The urgency of the stated problem is also determined by the fact that a student, who does not have a clear idea of the essence of moral categories and does not have experience in setting goals in this dimension, is not able to become a subject of a self-education system. The legislation of the Russian Federation clearly defines the content of the goals of training, upbringing and development, taking into account the levels of education, while suggesting the freedom of choice for the subjects of the educational process of technologies for implementing these goals. Technological support of the training of specialists for the cinema industry is represented by a wide range of methods, techniques, forms and teaching aids. One of the productive and proven educational tools, which, in particular, involves the formation of an adequate spiritual and moral position of the student, should be considered a Soviet military film. Films of such a plan are aimed at the formation in a person of such qualities as a sense of duty, patriotism, citizenship, humanism and a number of others that are significant both for the individual himself and for the society and the state as a whole. As an example, the article gives specific Soviet-era war films in the context of their educational potential, realized through the content, the idea of the film, as well as the visual means of expressing thought.