Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Зинченко В.В.. НЕОБИХЕВИОРИЗМ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ «ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА», МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И «ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ»

В статье анализируются педагогические, психологические и социально-экономические идеи необихевиоризма как мировоззренческой и теоретико-практической модели технократического подхода к управлению, метода модификации поведения для осуществления адаптации личности к социальной, экономической и политической системе. Менеджмент и воспитание в необихевиоризме отождествляются технократическим мышлением с послушанием, подчинением, несут функцию передачи господствующих ценностей, которые должны приспособить личность к идеологии и стандартам господствующих государственных институтов.
The paper analyzes the pedagogical, psychological and socio-economic ideas and worldview of neobiheviorism theoretical and practical model of technocratic approach to management, a method of behavior modification to the extent that individual to the social, economic and political system. Management and education in a technocratic way of thinking neobiheviorism identified with obedience, submission, are the transfer function of the prevailing values ??that have to adapt to the personality and ideology of the dominant standards of public institutions.

Командышко Е.Ф.. Интеграция в системе образования: опыт и современность

В статье рассматривается сущность понятия «интеграция» как процесса создания неразрывно связного, единого, цельного образовательного пространства и смыслообразующих структур, обосновывающих условия создания образовательной системы с позиций интегративного подхода. В статье обращается внимание на идею межпредметных связей представителей классической педагогики, а также систему развивающих возможностей искусства на современном этапе в работе с учащейся молодежью. Автор акцентирует внимание на том, что в настоящее время интегративный подход позволяет расширять и углублять содержание образования, создавая новые обучающие технологии.
In article maintenance the essence of concept of "integration" as process of creation of indissolubly coherent, uniform, integral educational space and sensecreating structures proving conditions of creation of educational system from positions of the integrative approach is considered. In article it is paid attention to idea of intersubject communications of representatives of classical pedagogics, and also system of developing possibilities of art at the present stage in work with studying youth. The author focuses attention that now the integrative approach allows to expand and deepen the formation maintenance, creating new training technologies.

Рожков О.И.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ К ПОНЯТИЮ «СОМАТОТИП»

Задачей исследования было провести теоретический анализ подходов отечественных и зарубежных учений к понятию «соматотип». Анализируются различные подходы к определению понятия «соматотип», «тип конституции», «конституциональный тип». Предлагается конституциональная модель психофизиологических типов у детей с нарушением в интеллектуальном развитии.
The purpose of the investigation was to make the theoretical analysis of the home and foreign approaches to terms somatotype, type of constitution, constitutional type. The constitutional model of the psychophysiological types of disabled children is supposed.

Плетенева И.Ф., Кондратьев С.Л.. РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В САМООПРЕДЕЛЕНИИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы подготовки будущих специалистов. Автор поясняет, что одной из важнейших задач современного образования является субъективация педагогического процесса и разрешение противоречий между потребностями общества в конкурентоспособной личности и отсутствием у выпускников способности к взаимодействию в современных условиях. Отсюда возникает необходимость поиска новых подходов к обучению учащихся в общеобразовательных учебных заведениях.
In this article the topical problems of the preparation of future specialists examined. The author explains that one of the most important problems in modern education is subjectivization of the pedagogical process and the contradiction solution between public requirements in the competitive person and lack at graduates of abilities to interaction in modern conditions. That's why there is a necessity for search of the new approach to teaching the pupil in the educational schools.

Пушкарева Э.А.. ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье рассматривается вопрос о возможности включения изучения родной культуры (региональной культуры как ее базиса) в образовательный процесс на неязыковом факультете вуза. Изучение и понимание чужой культуры при одновременном осознании своей собственной культуры возможно в контексте диалога культур. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, бережное отношение к своему историческому и культурному наследию, что решает национально-региональный компонент.
In the article the problem of the opportunity to introduce the native culture (its regional part) into the process of education at the non-lingual faculty of a university is examined. The system of education is supposed to provide historical succession between generations, keeping, propagation and development of national culture, careful treatment towards the historical and cultural heritage - so that the national-regional component is to work on.

Вергунов Е.Г.. Специфика простоЙ и сложной сенсомоторной реакции у школьников с различной успеваемостью

Целью данной работы было описать особенности скорости сенсомоторной реакции на стимулы различной модальности у школьников с различной успеваемостью. В обследовании принимали учащиеся четвертых (70 человек, 32 девочки и 38 мальчиков 9,2-10,6 лет) и шестых классов (57 человек, 28 мальчиков и 29 девочек 11,8- 13,7 лет). Для исследования особенностей сенсомоторной интеграции использовался компьютерный вариант комплексной рефлексометрии (В.Г. Каменская, В.М. Урицкий). Успевающие дети и в 4, и в 6 классах выполняют действия с большим временем реакции, но более точно, что свидетельствует о более высоком уровне непроизвольного внимания, большем ресурсе оперативной памяти у них по сравнению с неуспевающими детьми.
The purpose of the article was to describe the peculiarities of sensori-motor reaction to stimuli of different modalities of school children with different progress at school. 70 children (32 girls and 38 boys, 9,2-10,6 yr) of the forth grade and 57 children (28 boys and 29 girls, 11,8-13,7 yr) of sixth grade. The computer variant of complex reflexometry was using (V.G. Kamenskaya, V.M. Urizky). Choldren with good progress at school as the forth and the sixth grades performed test with longer reaction time, but more correctly than children without this progress. That is the former children have higher level of involuntary attention and more resource of work memory.

Климова А.А.. Юмористическая среда как один из факторов развития личности педагога

Статья посвящена обращению образования к личности, к ценностям её духовного мира. С гуманистических позиций образование рассматривается как творческий акт, назначение которого - выявление культурной сущности человека.
This paper is dedicated to handling education for the individual, the values ??of the spiritual world. On the humanist position education as a creative act, whose purpose - revealing the cultural essence of the person.

Манафов М.Д., Борисов Р.В.. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ ДАГЕСТАНА

Статья посвящена социально-психологическому анализу особенностей политической толерантности студенческой молодёжи Дагестана. Исследование проведено в Дагестанском государственном университете в 2011 году.
The article is dedicated to a socio-psychological analysis of peculiarities of political tolerance of Dagestan youth. The investigation took place in Dagestan State University in 2011.

Мацыгин М.А.. К вопросу о диагностике развития интеллектуальных способностей учащихся (на примере обучения математике в 5-6 классах)

В статье рассматриваются вопросы диагностики и развития интеллектуальных способностей на уроках математики в 5-6 классах. Изучены различные подходы к проблеме интеллектуальных способностей. Одним из средств их развития у школьников является использование арифметических задач развивающего характера. Эффективность данной методики была подтверждена результатами педагогического эксперимента.
The problems of diagnostics and development of pupils' mental faculties at the mathematics lessons in the 5-6th forms of school are considered in the article. Different approaches to the problem of intellectual abilities are explored. One of the means of their development in pupils is using of arithmetic tasks of developing character. Effectiveness of this method was confirmed by results of experiments.

Маховская О.И.. Изменение сценариев социализации детей российских иммигрантов в США

Объект качественного анализа - сценарии социализации детей постсоветских эмигрантов в США. Описаны типичные сценарии взаимодействия российских подростков в школе и дома. Для сравнения культурно-заданных моделей семьи использовалась оригинальная методика «Модель семьи». Столкновение сценариев, типичных для американского и российского общества, осложняет психологическую адаптацию детей эмигрантов.
In the article the author analyzes the problem of socialization of children, whose parents are emigrants of post soviet period to the USA. Typical scripts of Russian teenagers' connection at school and at home are described here. The author uses the original method "Family model". Collision of scripts typical for Russian and American society makes psychological adaptation of children more difficult.

Нижник Г.Н., Морозов С.Н.. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ АКВААЭРОБИКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕВУШЕК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Статья посвящена вопросам обучения плаванию. Показана эффективность использования аквааэробики как средства снятия психоэмоционального напряжения в период начального обучения плаванию девушек.
The article is devoted to teaching swimming. Shows the efficiency of the use of аquaaerobics, as a means of removing psycho-emotional stress during initial training swimming girls.

Николаева Е.И., Буркова С.А.. СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВАРИАЦИЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Целью исследования стало сопоставление самооценки детей 6-8 лет с особенностью вариаций сердечного ритма в процессе припоминания ими методов поощрения и наказания в семье. Было обследовано 119 детей (76 девочек и 43 мальчика). Обнаружено значимое влияние методов наказания на самооценку, полученную с помощью методики Дембо-Рубинштейн. Показано влияние методов поощрения в семье на показатели кардиоритма, отражающие его вариабельность как при наказании, так и при поощрении. Высказывается предположение, что самооценка ребенка формируется при непосредственном влиянии методов наказания, тогда как стрессоустойчивость - под воздействием методов поощрения.
The purpose of the investigation was to compare the self estimations of 6-8 old children with the cardio rhythm variations under the process of punishment and reward in families remembering. 119 children (76 girls and 43 boys) were participants. The influence of the punishment methods to the self estimation was shown. The influence of the reward methods to the cardio rhythms variation was demonstrated. We assume, that child's self estimation is formed under the influence of punishment methods and coping -under the influence of the reward methods.

Скворцов В.А.. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЖ К ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

В статье на основе теоретического анализа и проведённой опытно-экспериментальной работы представлена система работы по формированию готовности будущего учителя ОБЖ к практико-ориентированному обучению старшеклассников.
In the article the work system of the practice- oriented teaching of senior pupils at the lessons of principles of personal and social safety is presented on the basis of theoretical analysis and research work.

Сутормин О.Ю.. Статистическое исследование актуального способа - чувства взаимодействия с миром и восприятия будущего у детей, следующих за абортированными детьми

Статистическое исследование актуального способа восприятия окружающего мира и будущего у детей, следующих в хронологической последовательности в родовой системе за абортированными детьми, с позиции современного системного подхода в психологии.
Statistical research of an actual way of perception of world around and future at children following for abortions, from a position of modern system approach in psychology.

Мартынова Л.Н.. ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

В статье рассматривается одна из важнейших проблем - формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей дошкольного возраста, проживающих в детских домах. Автором разработана педагогическая технология организации и проведения праздников в детском доме. Полученные результаты доказывают влияние праздника на формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у воспитанников детских домов.
In article one of the major problems - formation of emotional responsiveness on pieces of music at children of preschool age living in children's homes is considered. The author develops pedagogical technology of the organization and carrying out of holidays in children's home. The received results prove influence of a holiday on formation of emotional responsiveness on pieces of music at pupils of children's homes.

Стукалова О.В.. Педагогические особенности профессионального становления будущих специалистов в сфере культуры и искусства

В статье рассматривается процесс профессионального становления студентов университетов культуры и искусства. Автор показывает, что профессиональное становление специалиста в сфере культуры и искусства в современных условиях во многом определяется наличием установки студентов на выбор образа жизни, который связывается с представлениями о ее высоком качестве, успешности, статусе. В статье анализируются результаты многолетнего исследования. Автор раскрывает особенности обретения профессией будущими режиссерами, актерами, художниками. При разработке педагогической модели профессионального становления специалиста в сфере культуры и искусства необходимо учитывать, что самореализация в профессии должна включать этап формирования образа профессии, содержащий не только эмоциональные, но и когнитивные компоненты. Лишь соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор сферы культуры и искусства обоснованным и реальным, создавая условия для развития профессиональной устойчивости.
The article discusses the process of the professional formation of the high school students in the field of art and culture. The author demonstrates that the professional development specialist in the field of arts and culture in modern conditions is largely determined by the presence of setting students on a lifestyle choice, which is associated with notions of its high quality, success, status. The article analyzes the results of many years of research. The author reveals the features of the profession gaining future directors, actors, artists. When developing the pedagogical model of the professional development specialist in the field of culture and art should be aware that the self-actualization in the profession should include the stage of forming the image of the profession, with not only emotional but also cognitive components. Only the corresponding emotional-evaluative components essential substantive components of the profession makes the selection of culture and art of sound and real, creating the conditions for the development of professional sustainability

Щиголь К.В.. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье поднимается вопрос о подготовке будущего учителя к выполнению функций менеджера социально-культурной деятельности в условиях социокультурной среды педагогического вуза; анализируются этапы программы «Менеджер социально-культурной деятельности»; рассматриваются уровни освоения функций менеджера социокультурной деятельности.
The article raises the issue of preparing future teachers for the function of a Manager of socio-cultural activities in the socio-cultural environment of the Pedagogical University; analyses the stages of the Program «Manager of socio-cultural activities»; considers the levels of functions development of Manager of socio-cultural activities.

Пчельникова Д.В.. Реформирование системы высшего профессионального образования в Великобритании в контексте Болонского процесса

В данной статье автор рассматривает основные направления реформирования высшего образования в контексте Болонского процесса и анализирует изменения и состояние структуры, содержания и прозрачности квалификаций в Великобритании согласно данным направлениям.
In this article the author examines the main directions of the reform of higher education in the context of the Bologna process and analyses all the changes and the condition of the structure, content and transparency of qualifications in Great Britain according to these directions.

Ануфриева О.В.. Социальная защита детства в системе социального обеспечения в России ХХ века

В данной статье отражены основные тенденции становления системы социальной защиты детства в советской России и России эпохи реформ. Показано, как осуществлялось становление российской модели социалистического государства с основными институтами и формами поддержки нуждающихся.
The article touches upon the basic tendencies of the statement of the system of the childhood's defence in the Soviet Russia or in Russia of the reforms' epoch. It is shown how the statement of the Russian model of the socialist state was fulfilled with basic institutions and forms the support of the needings.

Баринова Л.В.. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ГИМНАЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В XIX ВЕКЕ

Статья посвящена важнейшей проблеме сотрудничества школы и семьи. Автор, анализируя опыт взаимодействия с родителями лучших школ России, гимназий, пансионов XIX века, приходит к выводу, что открытость учебных заведений, ясные и понятные родителям целевые установки педагогов, их уважение к традициям народной жизни вызывают стремление родителей участвовать в учебном и воспитательном процессе образовательных учреждений.
В статье отчетливо прослеживается мысль о том, что опыт классического русского образования нужно использовать и в современной школе
The article is devoted to the important problem of co-operation of school and family. The author analyzing the experience of co-operation with parents of the best schools of Russia, high schools, boarding - schools of XIX century, comes to conclusion, that opening of educational institutes, clear and intelligible teachers` aims for parents, their respect for traditions, of people`s life make parents to take part in educational process of educational institutes.
According to the article the basic idea is that the experience of classical Russian education, should be used in modern schools too

Емельянова Н.Р.. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В.

Раскрыты особенности образовательной ситуации России второй половины ХIХ в., в частности развитие всех звеньев системы женского образования. Обоснованы причины обозначенных особенностей.
The reasons of these peculiarityes are discovered. One of the peculiarityes was developing women education.

Плетенева И.Ф., Дёмин А.Ю.. СОТРУДНИЧЕСТВО - ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

В статье раскрывается идея совершенствования подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни. Показано, что основными проблемами выступают неосознанность подростками истинных ценностей, которые утвердились в обществе. Отсюда возникает необходимость пересмотра путей и средств воспитания у молодёжи гражданских и патриотических качеств.
In the article the idea about perfection of preparing young generation for adult life is explained. Shown, that main problems were misunderstanding of youth real value that was established in society. Therefore there is a necessity to reconsideration of ways and means of education the civic and patriotic qualities at youth.

Шахов А.А.. ПОДГОТОВКА САМБИСТОВ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В 50 - 60-Е ГОДЫ XX ВЕКА: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье отражена история становления педагогических основ преподавания самбо в городах Липецк и Елец - главных центрах культивирования самбо и дзюдо в Липецкой области
In the paper the history of forming of sambo teaching approaches in Lipetsk and Yelets - the main sambo and judo centers in Lipetsk region - is presented.