Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Карпова Г. Г.. Концептуальные подходы к изучению проблемы формирования профессионально значимых качеств

Статья посвящена анализу теоретических и концептуальных подходов к определению и исследованию проблемы формирования профессионально значимых качеств специалистов массовых и немассовых профессий, в частности, преподавателей музыки.
Article is devoted the analysis of theoretical and conceptual approaches to definition and research of a problem of formation of professionally significant qualities of experts of mass and not mass trades, in particular, - music-masters.

Кудряшова Н. М.. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО ЭТНОТОЛЕРАНТНОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы организации деятельности школьного психолога по этнотолерантному воспитанию учащихся начальной школы. Психолог рассматривается как помощник в обеспечении педагогической деятельности посредством психологического консультирования и конструирования. Представленные материалы показывают значимость работы психологической службы образовательного учреждения при реализации стратегий развития современного образования.
In article are considered questions of the organization of the school psychologist on national tolerance education of elementary school students. A psychologist is considered as an assistant in the pedagogical activity through psychological counselling, and construction. The submitted materials shows the significance of the work of psychological services of educational institutions with the implementation of strategies of development of the modern education.

Лесите Э. Ю.. ОТ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГА К ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТА

Статья посвящена рассмотрению зависимости процесса формирования толерантности студентов от развития этого качества у преподавателя колледжа. Рассматриваются формы и методы, способы и средства формирования толерантности.
The article considers the dependence of the formation of tolerance of students from the development of the quality of the teacher college. We consider the forms and methods, ways and means of forming tolerance.

Мокринская Н. В.. КРИЗИС РАЗВИТИЯ КАК ПРЕДМЕТ РЕФЛЕКСИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В статье ставится вопрос о необходимости при подготовке педагогических кадров уделять особое внимание анализу явлений, характеризующих кризисное развитие ребенка. Понимание логики развития в данный период создает условия для конструктивного разрешения педагогом затруднений во взаимодействии с учащимися, переживающими возрастной кризис.
In article the attention to the question on necessity is brought by preparation of pedagogical shots to give particular attention to the analysis of the phenomena characterizing crisis development of the child. The understanding of logic of development during the given period creates conditions for the constructive permission the teacher of difficulties in interaction with the pupils enduring age crisis.

Сыроватская Т. А.. Обеспечение качества образования в вузе: многоаспектность исследовательских подходов

В статье рассматриваются проблемы качества образования как сложного многокомпонентного объекта управления в системе высшего профессионального образования. Обоснована актуальность изучения проблемы обеспечения качества образования в вузе на основе складывающихся теоретических, образовательно-политических и организационно-практических предпосылок. Предложен анализ исследовательских подходов к проблеме качества образования, его методологической и нормативной основы, который обеспечит актуализацию преподавательского коллектива как ресурса реализации системы менеджмента качества.
The given plan is devoted to the problems of quality provision of higher vocational training. As for the Russian Federation, the author mentions that the given problem appeared at the end of the XX century reflecting the strivings of our country after integration into one global educational space. The main reasons of this process are the following: 1) education doesn't correspond to the requirements of the developing economy 2) extended independence of educational institutions 3) growth of innovational technologies of educational system. The author points that one of the main problems is also a problem of educational activities organization which must be adequate to the modern requirements of professional training. Particular attention in the article is paid to educational, political and practical pre-conditions promoting elaboration of quality of specialists training. Here belongs innovational development of Russian education, its modernization; state documents accepted in the last few years, Russia's joining Bologna process, introduction of the Unified State Exam and so on. The author also considers a question concerning the project "Education" which task is to accelerate the modernization of Russian education. At the end of the article the author describes two main stimulating mechanisms of the necessary system changes in education. They are: 1) the introduction of elements of new managing mechanisms and approaches into mass practice 2) priority support of the leaders - "growth points" of new quality of education.

Юрков С. А.. ВЕДУЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИЗИСНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗО

В статье рассматривается антикризисная образовательная среда, выступающая универсальным образовательным ресурсом в системе высшего образования при формировании кризисной компетентности будущих государственных служащих. Рассматривая антикризисную образовательную среду в контексте высшего образования, автор выделяет ведущие психолого-педагогические факторы и условия формирования кризисной компетентности будущих государственных служащих. Антикризисная образовательная среда обеспечивает оптимальную антикризисную и профессиональную деятельность субъекта.
The article deals with crisis management learning environment, serving a universal educational resource in the higher education system in the formation of a crisis of competence of future public servants. Considering the anti-crisis educational environment in the context of higher education, the author identifies the leading psychological and pedagogical factors and conditions of crisis competence of future public servants. Anti-crisis educational environment provides the optimum crisis management and professional activities of the subject.

Булгакова О. С.. ДЕТСКИЕ НЕВРОЗЫ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К НЕФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

В статье дается описание и показана эффективность новых методов коррекции постстрессорных психогенных и психосоматических расстройств у детей.
In clause the description is given and the efficiency of new methods of correction poststress psychological and psychosomatic dysfunction at children is shown.

Герасимова Е. Н., Фаустова И. В.. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста. Авторы уделяют внимание анализу основных проявлений эмоционального неблагополучия и особенностям его психодиагностики у старших дошкольников.
This article deals with the issue of emotional distress of eldest children of preschool age. Authors spare attention to the analysis of the basic displays of the emotional troubles and features between preschool children and provide psychodiagnostics.

Дмитриева Е. В.. Корреляционные соотношения индивидуально-типологических и интеллектуальных характеристик студентов-педагогов с опознанием невербальной экспрессии

Работа посвящена описанию особенностей опознания невербальной экспрессии студентами с разными типологическими и интеллектуальными особенностями. Были использованы следующие методы: оценка времени простой двигательной реакции, методика ОСТ В.М. Русалова, методика М. Люшера, прогрессивные матрицы Дж. Равена, методика В.А. Лабунской. Испытуемыми были 124 студента 1-2 курсов. Показано, что эффективность опознания невербальной экспрессии соотносится с увеличением устойчивости сенсомоторной реакции и функциональных возможностей нервной системы, возрастанием значений социальных компонентов темперамента (эргичности, пластичности и темпа), а также более высокими характеристиками невербального интеллекта.
The article is devoted to the description of the peculiarities of emotion identification by students with different typological and intellectual characteristics. The appraisal of the simple motor reaction time, method OST by V.M. Rusaloff, test by M. Luscher, test by Raven, test by V.A. Labunskaya. 124 first and second year students were participants. It is shown, that the effectiveness of the identification of nonverbal expression correlates with the sesori-motor reaction stability and function possibilities of the CNS, social parameters of temperament increase (ergicity, plasticity and temp), and with nonverbal intelelligence.

Емельянова И. Д.. Концепция проектирования системы развития и коррекции речи детей в дошкольных образовательных учреждениях разных видов

В статье предпринята попытка отразить базовые положения концепции проектирования системы развития и коррекции речи детей в дошкольных образовательных учреждениях. В основе концепции заложен индивидуально-ориентированный подход, в рамках которого речевое развитие рассматривается как формирование языковой способности.
In this article the author tries to reflect the basic principles of the conception of projecting a system of development and correction of children's speech in preschool educational establishments of different kinds. The individual approach is assumed as a basis and the speech development is considered as the formation of the language ability.

Мальцева В. А.. Организация экспериментальной деятельности студентов по формированию креативности у младших школьников

Повышению конкурентоспособности будущего специалиста в области народного художественного творчества способствует грамотная организация экспериментальной работы в ходе преддипломной практики. Используя инновационные методы диагностики и контроля, современные педагогические технологии, разнообразные формы организации творческой изобразительной деятельности, студенты участвуют в формировании у школьников креативности.
In order to rise future specialist' competitiveness it is necessary to organize experimental work during students' practice correctly. Students help pupils to form creativity using modern methods of diagnostics and control, pedagogical technologies, different forms of work.

Николаева Е.И., Гаджибабаева Д.Р.. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, проживающих в семье и в интернате (на примере Дагестана)

В статье сравниваются личностные особенности 65 учеников 5 и 116 учеников 9 классов средних школ Махачкалы, а также 50 учеников 5 классов и 53 подростков 9 классов, проживающих в интернате. Были использованы методика диагностики темперамента и пятифакторный личностный опросник («Большая пятерка») Р. МакКрае и П. Коста. Подростки 12 лет, проживающие в условиях интерната, более интровертированы, обособлены, импульсивны и практичны по сравнению со сверстниками, проживающими в семьях. Подростки 16 лет, проживающие в условиях интерната, менее выносливы, чем их сверстники, проживающие в семьях.
In the article the personal characteristics of the 65 teenagers of the 5th form and 116 teenagers of 9th of the secondary school living in families were compared with ones of 50 teenagers of 5th grade and 53 teenagers of 9th grade living in children's home. Strelau Temperament Inventory (Strelau, 2007) and fifth factor personal Inventory R. MacCrae and P. Costa were used. The data showed, that 12 years teenagers living in children's home were more introversive, solitary, impulsive and practical in comparison with their contemporaries living in the families. 16 years teenagers living in the children's home were less enduring then the teenagers the same age living in the families.

Павлов К. И.. Психофизиологические особенности зрительного опознания цифровых символов на цветовом фоне у девушек 18-23 лет с разной степенью ювенильности

Ювенильность - это ведущий конституциональный признак, от которого зависит ряд психологических, психофизиологических и антропометрических характеристик современного человека. Цель исследования: изучить психофизиологические особенности зрительного опознания цифровых символов на цветовом фоне у девушек 18-23 лет с разной степенью ювенильности.
Нами использовались антропометрические методики, компьютерная методика исследования когнитивных функций и их состояний «Радуга».
Установлено, что в первой серии теста у высокоювенильных девушек время перцептивно-моторных реакций (ВПМР) короче, чем у низкоювенильных, при опознании 18-го и 30-го размера шрифта; у среднеювенильных девушек ВПМР короче, чем у низкоювенильных, при опознании 30-го размера шрифта. Во второй серии ВПМР меньше у высокоювенильных девушек при опознании 18-го размера шрифта, в сравнении с низкоювенильными испытуемыми. Высоко- и среднеювенильные девушки быстрее реагируют на зеленый цвет фона прямоугольников в тестовой таблице, чем низкоювенильные. Среднеювенильные девушки быстрее реагируют и на белый цвет фона прямоугольников, в сравнении с девушками с низким уровнем ювенильности.
Juvenile is main attribute of modern persons constitution, which determines psychological, psychophysiological and anthopometrical characteristics. It is expressed in increasing of a brain cranium and decreasing of face cranium. The aim of our investigation is to study the psychophysiology characteristics of a visual identification of digital symbols on a color background at females 18-23 years old with a different juvenile degree. We used anthopometrical methods, "Rainbow" computer method for research of cognitive functions and their conditions.
We have shown, that highjuveniles females have smaller time of reactions (TR) on 18-th and 30-th size of font, than at lowjuveniles females in the first series of test. Middlejuveniles females have more shortly TR on 30-th size of font, than at lowjuveniles females in the first series of test. In the second series TR on 18-th size of a font is less at highjuveniles females, than lowjuveniles females.
Highjuveniles and middlejuveniles females have fast time of reaction for green color of a background, than lowjuveniles females. Middlejuveniles females have quickly reaction on white color of a background, in comparison with females which have a low level of juvenile.

Черенкова Л.В., Соколова Л.В.. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВЫХ АССОЦИАЦИЙ В УСЛОВИЯХ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ

Изучение особенностей экспериментального формирования зрительно-слуховой ассоциации показало, что дети с нарушением развития (синдром аутизма), как и нормально развивающиеся дети дошкольного возраста, способны к непроизвольному формированию зрительно-звуковой ассоциации. Однако только у здоровых детей этот процесс полностью отвечает всем критериям формирования межсенсорной ассоциации: при введении рассогласований возрастает и число ошибок, и время реакции. У детей с нарушением развития и высоким уровнем вербальной коммуникации при тестировании в условиях рассогласования отмечается только увеличение числа ошибок, а у детей с низким уровнем вербальной коммуникации наблюдается решение задачи на случайном уровне.
Полученные данные могут свидетельствовать о том, что у детей с нарушением развития затруднен процесс межсенсорной интеграции, а уровень вербальной коммуникации ребенка оказывает значительное влияние на процесс выделения ведущего обобщенного признака интегрального мультисенсорного образа, что позволяет решать задачу распознавания звуков в трудных условиях изменения характера ассоциации.
Studying of features of experimental formation of visually-acoustical association has shown that children with development infringement (autism syndrome), as well as normally developing children of preschool age are capable to involuntary formation of visually-sound association. However only at healthy children this process completely answers all criteria of formation of intersensory association: at introduction of mismatches increases both number of errors, and reaction time. At children with damage of development and high level of verbal communications at testing in the conditions of a mismatch the increase in number of errors is marked only, and at children with low level of verbal communications led to the problem decision at casual level.
The obtained data can testify that at children with development infringement process of intersensory integration is complicated, and level of verbal communications of the child makes considerable impact on process of allocation of the leading generalized sign of an integrated multisensory image that allows to solve a problem of recognition of sounds in difficult conditions of change of character of association.

Япарова О. Г.. Особенности ценностных представлений приемных и кровных детей

Работа посвящена описанию отношения приемных детей к базовым ценностям человека: семье, матери, отцу, братьям, сестрам, приемной семье, детскому дому. Было выявлено, что данные понятия являются базовыми ценностями для подростков. Однако эти отношения имеют конфликтный характер, особенно для детей из неэффективных семей.
The article is devoted to the description of the adopted children attitude to the basic values: family, mother, father, siblings, children's house. We have showed, that all these terms are very high values for these teenagers. But the attitudes to them have the conflict peculiarities, if teenagers living in non-effective adoptive family.

Дякина В. А.. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО МАТЕМАТИКА, СИСТЕМНОГО ПРОГРАММИСТА В УСЛОВИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В статье рассматриваются проблемы формирования информационно-технологической культуры будущего математика, системного программиста. Решение этих проблем будет способствовать обеспечению необходимого качества университетского образования: фундаментальности, открытости, опережающего развития, диверсифицированности, интегративности.
In article problems of formation of an informatsionno-technological of culture of the future mathematician, system programmi-hundred are considered. The solution of these problems will contribute to ensuring the necessary ka-quality university education: fundamental, openness, a development opera-zhajushchego, diversification, integration.

Подаева Н. Г.. Культурная базовая способность «понимание»: цель подготовки специалиста и уровень обученности

В статье анализируется процесс трансформации образовательных систем: знаниевая или квалификационная модель выпускника, в которой составляющие академической характеристики результатов учебного процесса, отражающие цели освоения образовательной программы, - это «знания, умения, навыки», модифицируется в сущностную модель, основу которой составляют «знания, умения, понимание».
In the article the process of the transformation of the educational systems is analyzed: the [znanievaya] or qualification model of graduate, in which the components of the academic characteristic of the results of training process, the reflecting purposes mastery of educational program, this "knowledge, skill, habits", is modified into the essential model, whose basis composes "knowledge, skill, understanding".

Кузовлев В.П., Дворяткина С.Н.. ТЕХНОЛОГИЯ ГРАДАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ

В статье реализуется проект технологии градационного развития личности при обучении теории вероятностей, выстроена его организационная структура, определен оптимальный компонентный состав. Подробно изложена содержательная часть инновационной технологии, представляющая банк задач междисциплинарного характера, способствующий развитию личностного потенциала студентов в целом и формированию высокого уровня вероятностного мышления в частности. Вводится уровневая классификация учебно-познавательных задач, что обеспечивает единство математического, профессионального и интеллектуального развития личности.
In this paper, a project gradation of technology in teaching personal development of probability theory, built its organizational structure, the optimum component composition. Described in detail the content of the innovative technology that represents the bank problems of an interdisciplinary nature, conducive to the development of individual potential of students in general, and higher levels of probabilistic thinking in particular. We introduce a tier classification of education and cognitive tasks, which ensures the unity of mathematics, professional and intellectual development of personality.

Петрова Л. С.. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ MATHCAD ПРИ ОБУЧЕНИИ УРАВНЕНИЯМ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ СТУДЕНТОВ-ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКОВ

Современная ориентация инженерного образования на формирование общекультурных и профессиональных компетенций устанавливает приоритеты в профессиональной подготовке не только на получение новых математических знаний, но и на воспитание потребности и готовности к применению математических методов в профессиональной деятельности. В статье описываются методические особенности использования профессионально ориентированных задач на разных уровнях сложности с применением системы MathCAD при обучении уравнениям математической физики в рамках дисциплины «Математика» студентов направления «Теплоэнергетика и теплотехника».
Modern engineering education focused on the formation of common cultural and professional competence to establish priorities for professional training, not only for new mathematical knowledge, but also on education needs and readiness for the application of mathematical methods in their professional activities. This article describes the methodological features usage the career-oriented tasks at different levels of difficulty with the application of MathCAD in teaching the equations of mathematical physics in the framework of the discipline "Mathematics" students direction of "Heat power and heat engineering".

Кондакова И. В.. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В ХVIII ВЕКЕ

В статье автор анализирует взгляды на гражданское воспитание наиболее известных представителей эпохи Просвещения в России. В работе характеризуются основные этапы становления гражданского воспитания в России в ХVIII веке.
In this article the author analyses the views of the most famous representatives of the age of the Enlightenment in Russia on civic education. The author defines the main stages of development of civic education in Russia in the 18-th century.

Марченко Ф. О.. История социально-психологических представлений о телезрителе

Статья посвящена анализу образа телезрителя в социально-психологических исследованиях. Авторы теорий оценивают аудиторию как активную и пассивную. Появление технических телевизионных новшеств усложняет и стимулирует активность зрителя. Приводится классификация стилей зрительского поведения.
The article is devoted to the analysis of an image of the televiewer in social-psychological researches. Authors of theories divide an audience onto the active and passive ones. Development of technical devices complicates and stimulates activity of the televiwer. Classification of styles of telebehaviour is proposed.

Карташова В. Н.. Из опыта творческого развития детей в поликультурной среде в условиях малого города

В статье представлен опыт работы в детской студии по программе творческого развития дошкольников. Наряду с изучением иностранного языка, дети занимаются изодеятельностью, музыкой, ритмикой. Важная роль в созданной поликультурной среде имеет реализация принципа позитивности.
In article experience in children's studio under the program of creative development of preschool children is presented. Along with learning of foreign language children are engaged in isoactivity, music, rhythmics. The important role in the created polycultural environment has realization of a principle of positivity.