Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Вахитова З.З., Булатова О.В., Васильева И.В.. Анализ жизнестойкости и мотивации у студентов в условиях дистанционного обучения

Статья посвящена исследованию связи жизнестойкости и мотивации у обучающихся в условиях дистанционного обучения. Актуальность проблемы обусловлена возрастающим интересом к проблеме жизнестойкости в условиях экстремальных социальных вызовов как механизма активации личностных ресурсов, в частности, ее роли в преодолении стресса при переходе на дистанционный формат обучения. Обзор существующих исследований в области высшего образования подчеркивает важную роль жизнестойкости в оказании помощи обучающимся, преодолении препятствий, управлении своим благополучием и завершением учебы . Опрос студентов осуществлялся посредством google-форм. В качестве методов сбора данных использовались: «Краткая версия теста жизнестойкости» (Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова) и «Методика мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов» (А.В. Крылова, И.А. Игнаткова). Для анализа данных применялись методы математической статистики. Обнаружена взаимосвязь жизнестойкости и профессиональной внешней положительной мотивации. Жизнестойкость выше у студентов с выраженной внешней положительной мотивацией. Социальные мотивы: статус, престижность, стремление получить второе высшее образование - повышают жизнестойкость у обучающихся в условиях дистанционного обучения, позволяют эффективно справляться со стрессом, а также превращать потенциально травмирующую ситуацию в возможности и использовать для личностного развития. Выявленные результаты могут быть полезны для организации дистанционного обучения, образовательного процесса студентов с целью повышению жизнестойкости и мотивации в условиях экстремальных социальных вызовов, а также активизации просветительской работы о роли жизнестойкости в преодолении дистресса, отношении к препятствиям в качестве источников дополнительного роста и развития.
The article studies the relationship between resilience and motivation among students in the conditions of distance learning. The urgency of the problem is due to the growing interest in the problem of resilience in conditions of extreme social challenges as a mechanism for activating personal resources, in particular its role in overcoming stress during the transition to the distance learning format. A review of existing research in higher education highlights the important role of resilience in helping students, overcoming obstacles, managing their well-being and completing their studies. The survey of students was carried out through Google forms. The following methods of data collection were used: “A short version of the resilience test” (E.N. Osin, E.I. Rasskazova) and “Methods of motivation and orientation to professional activity among students” (A.V. Krylova, I.A. Ignatkova). Methods of mathematical statistics were used to analyze the data. The relationship between resilience and professional external positive motivation was found. Resilience is higher in students with pronounced positive external positive motivation. Social motives such as status, prestige, the desire to get a second higher education, increase the resilience of students in the conditions of distance learning, allow them to effectively cope with stress, as well as turn a potentially traumatic situation into opportunities and use it for personal development. The revealed results can be useful for the organization of distance learning, the educational process of students in order to increase resilience and motivation in conditions of extreme social challenges, as well as for the intensification of educational work on the role of resilience in overcoming distress, the perception of obstacles as sources of additional growth and development.

Ельникова О.Е., Комлик Л.Ю., Фаустова И.В.. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ

В статье рассматривается вопрос о влиянии пандемии на психологическое состояние современных юношей и девушек, в частности, о воздействии вынужденных ограничений на психоэмоциональное состояние и возникновение потенциального суицидального поведения. В работе дана характеристика понятий «суицид» и «суицидальное поведение». Проанализированы исследования видов суицидального поведения, факторов, способных привести к данному неконструктивному поведению. Отмечено, что невозможность реализации значимой для юношества потребности в социальных контактах может спровоцировать появление депрессивного состояния, в крайних его проявлениях способного привести к суициду. В статье представлены результаты диагностического исследования суицидального риска у современной молодежи в эпоху пандемии. Данные результаты позволяют заключить, что для юношей и девушек, имеющих высокий уровень суицидального риска, характерны высокая эмоциональность и неспособность контролировать свое эмоциональное состояние, к тому же молодые люди данной группы воспринимают мир враждебно. Но при этом они не способны конструктивно планировать будущее, и у них не зафиксировано наличие сдерживающих факторов в виде чувства долга перед родными и близкими или страха смерти. Прямо противоположные результаты получены в группе юношей и девушек, имеющих средний уровень суицидального риска. Авторы делают вывод, что современные молодые люди не приспособлены к резко меняющимся условиям и именно данная неприспособленность может спровоцировать суицид, особенно в ситуации пандемии.
The article considers the impact of the pandemic on the psychological state of modern boys and girls, in particular, the impact of forced restrictions on the psycho-emotional state and potential suicidal behavior. The results of a diagnostic study of suicidal risks in modern youth in the era of the pandemic are presented. The characteristic of the concepts of suicide and suicidal behavior is given. Studies of suicidal behavior types, factors that can lead to this non-constructive behavior are analyzed. It is noted that impossibility to realie the need for social contacts that is significant for young people can provoke the appearance of a depressive state, which in its extreme manifestations can lead to suicide. The data presented in this article allow us to conclude that the following factors are characteristic boys and girls who have a high level of suicidal risk: high emotionality and inability to control their emotional state, while boys and girls of this group perceive the world in a hostile way. But at the same time they are not able to plan constructively their future, and they have not recorded the presence of restraining factors in the form of a sense of duty to relatives and friends, or fear of death. The opposite results were obtained in the group of boys and girls with an average level of suicide risk. Thus, it can be concluded that modern young people are not adapted to dramatically changing conditions and it is this maladjustment that can provoke suicide, especially in a pandemic situation.

Япарова О.Г., Дронова Е.И.. ВЛИЯНИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируются результаты исследования влияния перфекционизма на эмоциональное выгорание педагогов основного общего образования. Обращается внимание на то, что, несмотря на реформы и модернизацию в системе Российского образования, положение учителя основного общего образования остается трудным. В такой ситуации представляется необходимым изучение и выявление различных факторов, способствующих появлению психической усталости учителей. Объект исследования: перфекционизм как многомерный конструкт, имеющий сложную структуру и включающий высокие личные стандарты, когнитивные и интерперсональные параметры. Предмет исследования: перфекционизм и эмоциональное выгорание у педагогов основного общего образования. Цель исследования: изучить и выявить влияние перфекционизма на эмоциональное выгорание педагогов основного общего образования. Гипотеза исследования: высокие требования, направленные на самого себя и других, сравнения себя с другими, более успешными людьми, влияют на возникновение у педагогов симптомов эмоционального выгорания. В исследовании приняли участие 120 учителей. Использовались методики «Опросник эмоционального выгорания» В.В. Бойко и «Многопрофильная шкала перфекционизма» MPS-F (Р. Фрост), методы математической статистики, t-критерий Стьюдента, Однофакторный ANOVA. Было выявлено, что у педагогов сформированы симптомы эмоционального выгорания, достоверно высок уровень перфекционизма. Отмечено влияние всех шкал перфекционизма на фазы и симптомы эмоционального выгорания. Установленные педагогами чрезмерно высокие личные стандарты влияют на запуск механизмов формирования эмоционального выгорания, возрастающее недовольство собой и профессией.
The article analyzes the results of a study of the influence of perfectionism on the emotional burnout of teachers of basic general education. Attention is drawn to the fact that, despite the reforms and modernization in the system of Russian education, the position of the teacher of basic general education remains difficult. In such a situation, it seems necessary to study and identify various factors contributing to the mental fatigue of teachers. The object of the research is perfectionism as a multidimensional construct with a complex structure which includs high personal standards, cognitive and interpersonal parameters. The subject of the research is perfectionism and emotional burnout among teachers of basic general education. The purpose of the work is to study and identify the impact of perfectionism on the emotional burnout of teachers of basic general education. The research hypothesis is high demands directed at oneself and others, comparing oneself with other more successful people, affect the occurrence of symptoms of emotional burnout in teachers. The study involved 120 teachers. We used the techniques of “Questionnaire of emotional burnout” by V. V. Boyko and “Multi-profile scale of perfectionism” MPS-F (R. Frost), methods of mathematical statistics t-Student's test, One-way ANOVA. It was found that teachers had symptoms of emotional burnout, a significantly higher level of perfectionism. The influence of all scales of perfectionism on the phases and symptoms of emotional burnout was revealed. Excessively high personal standards set by teachers affect the triggering of the mechanisms for the formation of emotional burnout, and dissatisfaction with oneself and the profession increases.

Буланкина Н.Е., Нелюбов С.А., Умбрашко К.Б.. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАБИЛЬНОСТИ И ЛИДЕРСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Идеи стабильности и лидерства отечественного образования, опираясь на высокую социокультурную значимость в жизни страны и отдельного человека, как никогда ранее, требуют пристального внимания и продвижения на региональном уровне в силу стремительных изменений характера жизнедеятельности личности и самого общества. Средовый подход, рассматриваемый в современном философском, теоретико-методологическом и психолого-педагогическом дискурсе как неотъемлемая составляющая аксиологизации образовательной деятельности, позволяет расширить границы исследования ее разнообразных аспектов. Актуализируя роль гуманитарного знания в архитектонике развивающей профессиональной среды в социокультурном пространстве региона, искомый подход призван способствовать корреляции профессиональной компетенции современного педагога в структуре образовательной компетенции. Цель исследования видится авторам в поиске и обосновании, на теоретико-методологическом и практическом уровне, эффективных средств внедрения содержательных гуманистически ориентированных технологий и практик создания полифонии и мультифасеточности регионального образовательного пространства, в основе которого процессы стабилизации, а в качестве ведущих и перспективных характеристик - лидерские начала в образовании. Системный подход и деятельностные доминанты стимулируют парадигмальные трансформации образовательных практик, среди которых ориентация на адаптивное и совместное обучение, деловые игры, интерактивное обучение и его диджитализация, сетевое взаимодействие социальных институтов (образования и культуры), корпоративное обучение в условиях цифрового мира и некоторые другие. Инновационные практики, внося новое знание относительно структурного характера социокультурной среды, призваны обеспечить ее мультифасеточную архитектонику, а также новое видение современного профессионального педагогического образования. В качестве результата позиционируется необходимость постоянного системного обновления подходов к созданию образовательной среды и культурных практик формирования профессиональных компетенций педагогов и образовательных компетенций личности в системе непрерывного образования. В заключение авторы приходят к выводу о значимости развития ключевой компетентности обучающихся различных образовательных программ - социальных и коммуникативных умений, социокультурной компетентности как интегративного личностного образования, представляющего собой единство теоретической и практической готовности и способности личности к осуществлению непрерывной образовательной деятельности.
The ideas of stability and leadership of national education, based on high socio-cultural significance in the life of the country and the individual, more than ever before, require close attention and promotion at the regional level due to the rapid changes in the nature of the life of the individual and society itself. The purpose of the study is seen in the search and justification, theory, methodology and practice, of effective means of introducing meaningful humanistic oriented technologies and learning activities to create the polyphony of the regional educational space based on stabilization processes, and leadership principles as leading and promising characteristics of education. As a result, a complex of current approaches, i.e. the environmental approach focused on culture and axiology is considered in modern philosophical, theoretical, methodological and psychological-pedagogical discourse as an integral component of educational practice, opens up the opportunity to expand the boundaries of the study of its various aspects in terms of sustainability leadership of professional education of a pedagogue via the design parameters of the system dominants of a multi-facet sociocultural spaces of the Region, Novosibirsk Destination. In conclusion, there given a number of recommendations what to design for sustainability and leadership in the times of uncertainty of value orientations in the society and in the world of pragma in education.

Аитов В.Ф., Туржанова Г.Н., Хусаинова А.И., Акбердина Т.А.. ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СОЦИУМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

В статье дается характеристика языковой ситуации, сложившейся в поликультурных республиках, где большое внимание уделяется иноязычному образованию. Яркими примерами реализации полилингвального образования выступают Республика Башкортостан, как один из многонациональных субъектов Российской Федерации, и Республика Казахстан, которые являются многонациональными по своей сути, и билингвизм в них считается естественным явлением. Тем не менее в обеих республиках актуально противоречие между высокими требованиями к уровню формирования грамматических навыков, предъявляемых учебной программой, и неспособностью студентов свободно использовать грамматические структуры в процессе реальной коммуникации. Для оптимизации процесса обучения грамматическим средствам коммуникативной компетенции предлагается технология формирования грамматических навыков на основе применения элементов проблемного обучения, в частности, проблемно-проектных заданий. Проблемно-проектные задания рассматриваются в статье как специальные задания, создающие проблемные ситуации, при выполнении которых обучающиеся вовлечены в творческую речевую иноязычную проектную деятельность, дающую в результате осязаемый продукт. Проблемно-проектный подход предлагается в статье в качестве методологической основы формирования грамматической стороны коммуникативной компетенции у обучающегося на родном, русском и одном из иностранных языков. Главным предметом рассмотрения выступают вопросы формирования иноязычных грамматических навыков студентов в условиях трехъязычия. Авторами анализируется методика обучения иноязычной грамматике на основе использования проблемно-проектных заданий с опорой на родной, русский и английский языки. В качестве примера описывается технология сопоставления русских, башкирских, казахских, английских и французских пословиц и поговорок
The article gives the characteristics of the current language situation in the policultural republics, where much attention is paid to foreign language education. The examples of the implementation of polylingval education are the Republic of Bashkortostan as one of the multinational constituent entities of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan, which are multinational in their essence and bilingualism in them is considered to be natural. Nevertheless, in both republics the contradiction between the high levels of requirements for the formation of grammatical skills imposed by the curriculum and the inability of students to freely use grammatical structures in the process of communicating real communication is obvious. To optimize the process of learning grammatical means of communicative competence, the technology of the formation of grammatical skills is proposed on the basis of the use of problem learning elements, in particular, problem-project tasks. These tasks are considered in the article as special tasks that create problem situations, during performing which students are involved in creative speech foreign project activities, the result of which is the tangible product. The problem-project approach is proposed in the article as a methodological basis for the formation of the grammatical side of communicative competence in the native, Russian and one of the foreign languages acquisition of the student. The main subject of consideration is the issues of the formation of foreign language grammatical skills of students in three-tie conditions. The authors analyze the methodology for learning foreign language grammar based on the use of problem-project tasks with a support for native, Russian and English languages. As an example, the technology of comparison of Russian, Bashkir, Kazakh, English and French proverbs and sayings is described

Андреенко Т.Н., Трунова Е.Г.. РАБОТА С НЕОЛОГИЗМАМИ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В статье рассматриваются вопросы пополнения лексической системы английского языка новыми словами и способы работы с ними на занятиях со студентами-бакалаврами, будущими учителями иностранных языков. Авторы отмечают, что из года в год растет количество неологизмов в сферах техники, интернета, медицины, общественно-политических явлений, поп-культуры, спорта, бизнеса. В работе описаны критерии, позволяющие идентифицировать новые лексические образования как неологизмы. Приводится несколько классификаций неологизмов, значимых с точки зрения отбора новых лексических единиц, в качестве содержания иноязычного образования. Подчеркивается важность овладения неологизмами английского языка студентами педагогического вуза, поскольку эти знания расширяют и углубляют языковую и педагогическую компетенцию будущих учителей, повышают мотивацию к изучению теоретических языковых дисциплин, делают речь приближенной к аутентичной. Подробно рассматриваются критерии отбора неологизмов для расширения лексического запаса студентов. Описаны методические принципы отбора неологизмов для овладения студентами. Предлагаются условно-речевые и речевые упражнения, которые используются в ходе речевой разминки на занятиях по практике английского языка. Условно-речевые упражнения способствуют первичному запоминанию и автоматизации новых слов. Они включают задания на подстановку, заполнение пропусков, ассоциативные цепочки. Речевые упражнения побуждают студентов к самостоятельному и сознательному оперированию новыми лексическими единицами, при этом развивают умения монологической и диалогической речи. Неологизмы также выступают речевым материалом для творческих, профессионально-ориентированных и коммуникативных заданий. Такие способы работы с неологизмами позволяют повысить лингвопознавательную мотивацию студентов, а также существенно пополнить их словарный запас актуальными новыми лексическими единицами.
The article deals with the issues of replenishment of the lexical system of the English language and the ways of working with neologisms during the lessons with bachelor students, future teachers of foreign languages. The authors note that the language is a dynamic constantly developing system. From year to year the number of neologisms in the spheres of technology, the Internet, medicine, socio-political phenomena, pop culture, sport and business is increasing. The existing definitions of neologisms and a number of their classification are considered. The importance of studying English neologisms by pedagogical university students is outlined, as the knowledge expands and deepens language and pedagogical competence, increases the motivation to study theoretical language subjects, makes the speech more authentic. The criteria for the selection of neologisms for expanding the students’ vocabulary are considered in detail. Methodological principles of selecting neologisms for students are described. Training and speech exercises used during the warm-up during the lessons of English are offered. Training exercises help to firstly memorize and provide the automatic use of new words. They include substitution, filling in the gaps, association chains. Speech exercises are aimed at developing speaking skills in the forms of monologue and dialogue, as well as group discussion. Neologisms are a speech material for creative, professionally-oriented and communicative tasks. Such ways of working with neologisms allow the teacher to increase the students’ linguistic motivation and replenish their vocabulary with relevant new lexical units.

Беляева О.А., Жукова Н.М.. АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Идеи представленного исследования являются откликом на стабильный запрос педагогического сообщества к обсуждению опыта внедрения инклюзивного подхода, представления вариативных практик инклюзивного взаимодействия в различных типах образовательных организаций, поиска продуктивных вариантов к интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования. На основании средового подхода в анализе образовательной среды изложены базовые принципы моделирования системы инклюзивных взаимоотношений и взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в среде реального и электронного обучения. Обоснована стратегия, и представлен способ применения векторного подхода к экспертизе и моделированию среды инклюзивного взаимодействия, проектированию путей ее совершенствования. На основании обобщенных результатов опроса педагогов, организующих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных общеобразовательных классах и специально организованной электронной среде обучения, произведена типизация отношений, выявлены специфичные особенности создаваемых условий развития данной категории детей. Статистически подтверждена значимость дихотомии «активность-пассивность» как ведущего вектора в формировании типа инклюзивной образовательной среды при различной, определенной конкретной ситуацией степени проявления свободы или зависимости личности. С использованием стратегии векторного моделирования выявлен спектр и доминирующий тип модальностей образовательной среды общеобразовательных школ и школы дистанционного обучения. Доказана базовая ориентация на гуманистические позиции развития взаимоотношений между педагогами и обучающимися, реализацию личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности, стимулирование активности личности, формирование ее субъектности. Охарактеризованы типичные проявления, потенциальные возможности и риски каждого из диагностированных типов среды с точки зрения поддержания в них баланса между реальными возможностями ребенка и динамическими воздействиями со стороны педагогов. Диагностированный устойчивый приоритет творческой и карьерно-ориентированной направленности во всех рассмотренных типах взаимодействия позволил сделать выводы об устоявшихся на данный момент в образовании подходах к включению детей с отклоняющимся развитием в среду нормотипичных сверстников.
The ideas of the presented research are a response to the stable request of the pedagogical community to discuss the experience of implementing the inclusive approach, presenting variable practices of inclusive interaction in various types of educational organizations, searching for productive options for integrating children with special educational needs into the general education system. Based on the environmental approach in the analysis of the educational environment, the basic principles of modeling the system of inclusive relationships and interaction with children with disabilities in the real and e-learning environment are outlined. The strategy is substantiated and the method of applying the vector approach to the examination and modeling of the environment of inclusive interaction, designing ways to improve it is presented. Based on the generalized results of a survey of teachers organizing the education of children with disabilities in non-specialized general education classes and a specially organized electronic learning environment, the typification of relationships was carried out, specific features of the created conditions for the development of this category of children were identified. The significance of the "activity-passivity" dichotomy is statistically confirmed as a leading vector in the formation of the type of inclusive educational environment with a different degree of manifestation of freedom or dependence of a person, determined by a specific situation. Using the vector modeling strategy, the spectrum and the dominant type of modalities of the educational environment of secondary schools and distance learning schools are revealed. The basic orientation to the humanistic positions of the development of relationships between teachers and students, the implementation of a personality-oriented approach in pedagogical activity, the stimulation of personality activity, the formation of its subjectivity is proved. Typical manifestations and potential opportunities and risks of each of the diagnosed types of environment are characterized from the point of view of maintaining a balance in them between the real capabilities of the child and dynamic influences from teachers. The revealed stable priority of creative and career-oriented orientation in all the considered types of interaction allowed us to make conclusions about the currently established approaches in education to include children with deviant development in the environment of standard coevals.

Гусева Р.Г.. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЛИНГВАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ

В статье представлена специфика и особенность формирования поликультурных умений будущего специалиста в условиях профессионального иноязычного образования. Подчеркивается, что на занятиях по иностранному языку в условиях полиязычного образования необходимо делать акцент на подготовке обучающихся к будущему диалогу культур, к сопоставлению родной и чужой культур, а также развивать умения представлять свою культуру партнеру по межкультурному профессиональному общению. Автором установлено, что поликультурные умения студентов неязыкового вуза - это способность: 1) определить себя как поликультурный субъект со специфическим местом и ролью в поликультурном профессиональном обществе; 2) представить родную культуру при контакте с представителем чужой культуры в той или иной межкультурной профессиональной коммуникативной ситуации; 3) интерпретировать коммуникативные ситуации с позиций своей культуры и культуры страны иностранного языка; 4) учитывать социокультурные особенности страны изучаемого языка в процессе выбора вербальных и невербальных средств профессиональной коммуникации; 5) определять и прогнозировать сферы потенциальных конфликтов в контактирующих культурах; 6) определять факты недопонимания в различных коммуникативных ситуациях с представителями чужих культур; 7) преодолевать недопонимание в различных коммуникативных ситуациях с представителями чужих культур. Предлагаются кейсы, на основе который формируются указанные умения. Через развитие поликультурных умений при изучении нескольких иностранных языков студенту открывается возможность не только познать другие языки и культуру, но и глубже проникнуть в мир собственного языка и родной культуры, стать профессионалом в своем деле.
The article presents the specifics and peculiarities of the formation of multicultural skills of a future specialist in the conditions of professional foreign language education. The emphasis is placed on the fact that in foreign language classes in the context of multilingual education, it is necessary to focus on preparing students for the future dialogue of cultures, to compare native and foreign cultures, as well as to develop the ability to present their culture to a partner in intercultural professional communication. The author has established that the multicultural skills of students of a non-linguistic university are the ability to: 1) define yourself as a multicultural subject with a specific place and role in a multicultural professional society; 2) present your native culture in contact with a representative of another culture in a particular intercultural professional communicative situation; 3) interpret communicative situations from the standpoint of their own culture and the culture of the country of the foreign language; 4) take into account the socio-cultural characteristics of the country of the language being studied in the process of choosing verbal and non-verbal means of professional communication; 5) identify and predict areas of potential conflicts in contacting cultures; 6) to determine the facts of misunderstanding in various communicative situations with representatives of foreign cultures; 7) overcome misunderstandings in various communication situations with representatives of foreign cultures. Cases are offered on the basis of which these skills are formed. Through the development of multicultural skills in the study of several foreign languages, the student has the opportunity not only to learn other languages and cultures, but also to penetrate deeper into the world of their own language and native culture, to become a professional in their field.

Кисарин А.С.. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВИДЕОРЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

С приходом дистанционного обучения в образовательные учреждения преподаватели стараются адаптировать существующие методики под дистанционный формат. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика гласит, что при реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. Обучение иностранным языкам в высших учебных заведениях независимо от формата обучения фокусируется на развитии коммуникативной компетенции, на использовании профессионально-ориентированных учебно-методических пособий, на создании профессионально-коммуникативной образовательной среды. Просторы Интернета дают уникальную возможность использования профессионально-направленных видеоресурсов для изучения иностранных языков, что соответствует современным требованиям обучения. Использование видеоресурсов привносит разнообразие в учебный процесс, что приводит к повышению мотивации обучающихся; дает возможность наглядно изучать географию страны изучаемого языка; знакомит с особенностями произношения носителей языка, демонстрируя всю специфику языка. На сегодняшний день существует огромное количество видеоконтента для общего и делового английского (British Council Learn English, TED lessons, TED talks, ISLCollective, BBC Learning English и др.), для подготовки к кембриджским экзаменам (Oxford Online English, Cambridge Assessment English). Вузы начинают использовать элементы виртуальной и дополненной реальности. Все это способствует цифровизации образования. Целью данной работы является проверка эффективности использования видеоресурсов при изучении иностранного языка в высшей школе. В ходе исследования мы использовали следующие методы: тестирование, опрос, анкетирование, интервью, наблюдение. Автором рассмотрены этапы работы с видеоресурсами, требования, предъявляемые к видеоресурсам.
With the advent of distance learning in educational institutions, teachers are trying to adapt existing methods to the distance learning format. The Federal State educational standard in the field of training 45.03.02 Linguistics states that “when implementing a bachelor's degree program, an organization has the right to use e-learning, distance learning technologies”. Teaching foreign languages at higher educational institutions, regardless of the format of training, focuses on the development of communicative competence, on the use of professionally-oriented teaching aids, on the creation of a professionally-communicative educational environment. The Internet provides a unique opportunity to use professionally-oriented video resources for learning foreign languages, which meets modern learning requirements. The use of video resources brings diversity to the learning process, which leads to increased motivation of students; gives an opportunity to visually study the geography of the country of the language being studied; get acquainted with the pronunciation features of native speakers, demonstrate all the specifics of the language. Nowadays there is a huge amount of video content for general and business English (British Council Learn English, TED lessons, TED talks, ISLCollective, BBC Learning English, etc.), to prepare for Cambridge exams (Oxford Online English, Cambridge Assessment English). Universities are starting to use elements of virtual and augmented reality. All this contributes to the digitalization of education. The purpose of this work is to check the effectiveness of the use of video resources in foreign language lessons in higher education. During the research, we used the following methods: testing, survey, questionnaire, interview, observation. The author considers the stages of working with video resources; requirements for video resources.

Лыкова К.Г.. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЗНАКОМСТВО С МИРОМ СЛУЧАЙНОСТЕЙ И СТАТИСТИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ» В ЦИФРОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СТОХАСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Статья содержит основные положения, характеризующие особенности внедрения и реализации элективного курса по стохастике для старшеклассников общеобразовательных школ. Стохастическая линия школьного курса математики 10-11 классов направлена на выявление общих закономерностей, оценку вероятностного характера реальных зависимостей, определение явлений случайного характера, обработку статистических данных, построение распределений случайных величин, применение закона больших чисел и вероятностного выборочного метода измерения. Целесообразность разработки данного элективного курса обусловлена важностью знания теории вероятностей как для написания ЕГЭ по математике, так и для подготовки к обучению в высшем учебном заведении. В статье утверждается, что учащиеся, освоившие методы измерения и оценки явлений, связанных с понятием случайности, достигают высоких индивидуальных результатов. В рамках элективного курса и работы в цифровой среде школьники учатся эффективно применять вероятностные и статистические методы для решения задач, направленность которых обуславливается установлением межпредметных связей с биологией, физикой, химией, астрономией и т.д. (к примеру, исследование законов наследственности Менделя, броуновского движения (случайного движения физических частиц), правила Гиббса и т.д.). Полученные умения и навыки помогают учащимся лучше понимать изменчивость и неопределенность, присущую социальным и природным процессам, переносить полученные знания в новые условия и применять к новым задачам, накапливать личный мировоззренческий опыт. Благодаря этому старшеклассники положительно относятся к случайностям и их проявлениям, объективнее воспринимают окружающую действительность. По результатам внедрения элективного курса у школьников фиксируются устойчивые мотивы к познанию стохастической составляющей в окружающей среде, глубокие предметные знания, что обуславливает развитие мотивационного, ценностного, когнитивного и деятельностного конструктов стохастического мировоззрения.
The article considers the main provisions describing the features of the introduction and implementation of the elective course on stochasticity for high school students of secondary schools. The stochastic line of the school mathematics course for 10-11 grades is aimed at identifying general patterns, assessing the probabilistic nature of real-world dependences, defining phenomena of random nature, processing statistical data, constructing distributions of random variables, using the law of large numbers and probabilistic sampling method of measurement. The expediency of developing this elective course is due to the importance of knowledge of probability theory for both completing the Unified State Exam in Mathematics and preparing for university studies. The article argues that students who have mastered the methods of measuring and evaluating the phenomena associated with the concept of chance achieve high individual results. As part of the elective course and working in the digital environment, students learn how to use probabilistic and statistical methods to solve problems effectively, the focus of which is conditioned by the establishment of interdisciplinary links with biology, physics, chemistry, astronomy, etc. (for example, the study of Mendel's laws of heredity, Brownian motion (random motion of physical particles), Gibbs' rule, etc.). Skills and abilities obtained help students better understand variability and uncertainty inherent in social and natural processes, transfer their knowledge to new conditions and to new tasks, accumulate personal worldview experience. Thanks to this, high school students have a positive attitude towards a chance and its manifestations, perceive the surrounding reality more objectively. According to the results of the elective course implementation pupils have stable cognitive motives for the cognition of the stochastic component in the environment, deep subject knowledge, which conditions the development of motivational, value, cognitive and activity constructs of stochastic world-view.

Турко У.И.. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛЕ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

В статье освещается состояние вопроса изучения русского языка как иностранного в школьной и вузовской системах образования в настоящее время. На материале докладов участников Международной научной конференции «Тихоновские чтения» исследуется осуществление образовательного процесса, выявляются проблемы, возникающие на этапе обучения. Анализ зарубежного педагогического опыта в школьной и академической системах позволяет выявить тенденции в методике преподавания языка. В условиях многоязычного образовательного пространства, международного сотрудничества знание иностранного языка является признаком успешности, конкурентоспособности. Участники образовательного процесса подчеркивают важность изучения русского языка, имеющего статус официального языка, используемого наравне с родным (в Казахстане), языка межнационального общения (в Молдове), де-факто второго родного языка (в Узбекистане). Среди проблем, возникающих при реализации образовательного процесса в условиях неязыковой среды в Иране и Ираке, несмотря на высокую заинтересованность в изучении русского языка, отмечаются отсутствие преподавателей-носителей языка, социальная изолированность населения. Знание специфики родного языка обучаемых и преподавание с учетом грамматических особенностей их языковой системы помогает устранить интерференцию, которая происходит при освоении нового языка и затрудняет его изучение. В результате анализа передового опыта участников образовательного процесса можно выделить тенденцию использования коммуникативно-деятельностного подхода в преподавании РКИ, состоящего в максимальном приближении учебного процесса к условиям реальной коммуникации. Активную роль на занятиях играет применение информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют визуализировать процесс обучения, передавать акустические особенности речи носителей языка, развивать критическое мышление, коммуникативные навыки обучаемых. Среди наиболее используемых приемов работы на уроках русского языка, направленных на активизацию речемыслительной деятельности, называют фишбоун.
The article considers the status of learning Russian as a foreign language in the school and higher education systems of education at present. The material of the reports of the participants of the International Scientific Conference «Tikhonov Readings» explores how the educational process is carried out, identifying problems arising during studies. An analysis of foreign pedagogical experience in the school and academic systems reveals trends in language teaching methods. In the context of multilingual education and international cooperation, knowledge of a foreign language is a sign of success and competitiveness. Participants of the educational process emphasize the importance of learning Russian, which has the status of an official language used on a par with the native language (in Kazakhstan), the language of interethnic communication (in Moldova), the de facto second native language (in Uzbekistan). The absence of native language teachers and the social exclusion of the population are mentioned among the problems encountered in implementing the educational process in a non-linguistic environment in Iran and Iraq, despite a high interest in learning Russian. Knowing the characteristics of the native language of students and teaching taking into account the grammatical features of their language system helps to eliminate the interference that occurs when mastering a new language and makes it difficult to study it. As a result of an analysis of the best practices of the participants of the educational process, it is possible to discern a tendency to adopt a communicative and activity approach in teaching of Russian as a foreign language, which is to bring the teaching process to the conditions of real communication as close as possible. The use of information and communication technologies plays an active role in the classes, which help to visualize the learning process, convey acoustic features of speech to native speakers, develop critical thinking, and communication skills of trainees. Fishbone is one of the most used methods of working during Russian language lessons aimed at activating speech-oriented activities.

Чеснокова Е.В., Шкатова В.В.. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Статья посвящена вопросам изучения возможности и необходимости формирования профессиональной компетенции у будущих учителей иностранного языка на практических занятиях по иностранному языку и во время подготовки к ним. Обнаружено, что при организации аудиторной и внеаудиторной работы ряда языковых дисциплин основное внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции у будущих учителей иностранного языка. Формирование профессиональных компетенций будущего учителя иностранного языка происходит в рамках дисциплины «Методика преподавания иностранных языков», которая начинает изучаться только с третьего курса. Будущему учителю необходимо владеть профессиональной терминологией на иностранном языке, моделировать ситуации профессионального иноязычного общения на уроке, уметь мотивировать, объяснить, оценить. На занятиях по практике языка почти не изучаются иноязычные тексты педагогической направленности, профессионально-ориентированный компонент их иноязычной подготовки не находит отражения ни в требованиях к текущей и итоговой аттестации по данным дисциплинам, ни, соответственно, в содержании курсов и используемых учебно-методических материалах. Выходя на свои первые педагогические практики, студент сталкивается с индивидуально-личностными, информационными, деятельностно-организационными трудностями, причина которых связана с низким уровнем сформированности профессиональной компетенции. Предлагается включение в обучение различным аспектам языка дидактической симуляции, что позволит будущему учителю иностранного языка формировать профессиональную компетенцию с первого года обучения в педагогическом вузе. Для этого необходимо создать условия и ситуации, когда студент педагогического вуза сможет проявить активность, креативность, сменить перспективу с обучаемого на обучающего.
The article researches into the possible ways and need for developing professional competence of would-be teachers of foreign languages both in class and while preparing for classes. It has been revealed that while organizing class and out-of-class language activities the emphasis is on developing students’ communicative competence. Professional competence of would-be-teachers of foreign languages is developed in the framework of the discipline Language Teaching Methods, which is studied from the third year at university. Would-be-teachers must be able to use professional terminology, to model professional communication situations in class, to motivate, to explain, and to assess in the foreign language they are studying and are going to teach. Language practice classes very seldom include materials containing professionally-oriented texts. The professionally-oriented component of students’ language competence is not part of the syllabus. It is not assessed at any level, nor it is reflected in the teaching materials. As a result, when having their first teaching practice students experience personal informational problems with classroom management and organizing classroom interaction, which are caused by students’ low level of professional competence. It is proposed to include didactic simulation into the educational process so that foreign language would-be teachers could develop their professional competence from the very first year at pedagogical university. To achieve this goal, it is necessary to create conditions and situations where students could be actively involved and could show their creativity, to shift the focus from the learner to the teacher.

Шафикова И.Р.. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Возросшая значимость чтения профессиональной литературы на английском языке в связи с наблюдаемым лавинообразным ростом информации заставляет искать новые подходы к профессионально-ориентированному иноязычному образованию, в частности, в вопросе профессионально-ориентированного чтения. Формирование вторичной языковой личности профессионала в магистратуре технического вуза происходит в том числе и за счет чтения профессиональных прецедентных текстов, к которым мы относим тексты, значимые для научной или профессиональной деятельности специалиста, преимущественно аутентичные научные статьи на английском языке. Целью данного исследования стал анализ лексической структуры профессиональных прецедентных текстов посредством электронного ресурса Vocabprofile. В ходе анализа были выделены следующие категории: первая по распространенности тысяча английских слов (К1); вторая по распространенности тысяча английских слов (К2), лексика, характерная для учебного и научного стилей речи (Academic Word List) (К3), слова, не вошедшие ни в одну из предыдущих категорий, преимущественно термины и профессионализмы (К4). Выявленные языковые особенности прецедентных аутентичных научных текстов и их сравнение с научно-популярными и учебными текстами, предлагаемыми в курсе английского языка бакалавриата, показывают, что основное различие между ними заключается в содержании научной и учебной лексики (Academic Word List): в процентном соотношении научной и учебной лексики больше в научно-технических статьях, а ее репертуар шире и разнообразнее. Процентная доля профессионализмов в обоих видах текстов приблизительно одинакова, что показывает достаточно высокий уровень профессионально-ориентированной языковой подготовки в течение курса английского языка в бакалавриате МГТУ им. Н.Э. Баумана и заставляет обратить особое внимание на пласт учебной и научной лексики при обучении чтению профессиональных прецедентных текстов на иностранном (английском) языке.
The increased importance of reading professional literature in English coupled with the avalanche-like increase in access to information justifies the search for new approaches to profession-oriented foreign language education, including profession-oriented reading. A secondary linguistic persona can be formed in the course of study in a Master of Engineering program, among other things, through reading profession-oriented precedent texts. We define profession-oriented precedent texts as the ones that possess special significance for the research or professional activity of a specialist, primarily authentic scientific articles. The purpose of this study was to analyze the lexical structure of professional precedent texts through the Vocabprofile resource. The analysis revealed the following categories: the first thousand most frequent English words (K1); the second most frequent thousand English words (K2), vocabulary found in the Academic Word List (K3), words not included in any of the previous categories, mainly terms and professional lexis (K4).The results of the analysis and the comparison with popular and instructional technical texts offered to the engineering undergraduates in the English-language course reveal a larger percentage and a wider and more diverse lexical repertoire of the Academic Word List for the precedent texts. The percentage of terms and professional lexis in both types of texts is approximately the same, which indicates the adequacy of the profession-oriented course of English taught to the undergraduates of the Bauman MSTU. The results also point to the importance of the Academic Word List when teaching reading of professional precedent texts in English.