Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Бакунова И.В., Ложечкина А.Д., Макадей Л.И., Терещенко Э.В.. ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ

В статье рассматривается проблема половой идентичности в старшем школьном возрасте и ее влияние на социально-психологическую адаптацию. Проблема половой идентичности приобрела особую актуальность в связи с радикальными изменениями в обществе в последние десятилетия: появляется новый жизненный уклад, происходит смена ценностей, традиционные культурные стереотипы поведения мужчины и женщины претерпевают изменения. Исследование проблемы половой идентичности и ее влияния на социально-психологическую адаптацию представляется значимым и своевременным, так как в настоящий период происходит ломка исторических, культурных представлений о стереотипах поведения людей и жизненных ценностях. Половая идентичность определяет высокий уровень самопринятия и удовлетворенность жизнью, способствует достижению самоценности и гармонии во взаимодействии с окружающей средой. Половая идентичность является одной из базовых характеристик личности, определяющей самосознание и регулирующей полоролевое поведение в социуме. При этом старший школьный возраст является главным периодом формирования половой идентичности. В проведенном исследовании доказано влияние половой идентичности на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте, полученные данные свидетельствуют о наличии взаимосвязи типа половой идентичности и адаптационных процессов личности в старшем школьном возрасте. В ходе исследования было доказано, что успешность социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности у современных старшеклассников зависит от ведущего типа половой идентичности; при этом преобладание маскулинных черт для девушек и феминных черт для юношей является неблагоприятным фактором социально-психологической адаптации, в то время как успешной социально-психологической адаптации способствуют маскулинные характеристики для юношей и феминные характеристики для девушек.
The article reviews the problem of sexual identity in high school age and its influence on socio-psychological adaptation. The problem of sexual identity has acquired special relevance in connection with radical changes in the society for the last decades: a new way of life is appearing; values are changing; traditional cultural stereotypes of behavior of men and women are also changing. The relevance of the problem of sexual identity and its influence on socio-psychological adaptation seems to be significance and timely, as at present there is a breakdown of historical and cultural perceptions of the stereotypes of people's behavior, as well as the restructuring of life values. Sexual identity determines a high level of self-acceptance and satisfaction with life, contributes to the achievement of value and harmony in interaction with the environment. Sexual identity is one of the basic characteristics of the personality that determines self-consciousness and regulates sex role behavior in society and, in its turn, that the high school age is the main period of the formation of sexual identity. In the conducted research the influence of sexual identity on socio-psychological adaptation in preadult age was proved. Received data is the evidence of interrelation of the type of sexual identity and adaptive processes of the individual in high school age. During the research it was proved that the success of socio-psychological adaptation to the changing vital activities of the modern students depends on the leading type of sexual identity. However, the predomination of masculine traits in girls and feminine traits in young men is an unfavourable factor of socio-psychological adaptation, while masculine characteristics in young men and feminine characteristics in girls promote successful socio-psychological adaptation.

Ефимова В.Л., Николаева Е.И., Огородникова Е.А.. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ПОМОЩЬЮ АЙТРЕКИНГА

В работе представлен опыт использования компьютерной окулометрии (айтрекинг) в психолого-педагогическом обследовании учеников первого класса ГБОУ школы № 197 Центрального района г.Санкт-Петербурга. Обследование являлось частью экспериментальной работы детской неврологической клиники «Прогноз», направленной на выявление психофизиологических факторов снижения способности к обучению у детей без выраженных отклонений в развитии. Обследовано 32 ребенка (средний возраст 7,5 лет):19 мальчиков, 13 девочек. Детям предлагалось составить рассказ по серии из трех картинок, сначала ребенка просили разложить карточки с картинками на столе по порядку. После этого картинки последовательно предъявлялись на экране монитора, ребенок рассказывал, что на них происходит. При этом глазодвигательная активность испытуемого регистрировалась на установке Eyegaze Analysis System (система айтрекинга). Было выявлено, что15 детей не смогли составить связный рассказ по картинкам, при этом у 12 из них на протоколе Eyegaze Analysis System не были зафиксированы фиксации на значимых для составления рассказа элементах изображения. Использование аппаратной оценки движений глаз позволило дифференцировать возможные причины, по которым испытуемые не справились с заданием. Полученные результаты требуют дальнейшего изучения. Возможно, неспособ-ность ребенка заметить изображение, находящееся не по центру картинки, отражает тенденции к сужению зрительного поля, отсутствие активного внутреннего поиска и мотивации к нему.
This work presents our experience of using computerized oculometry (eye tracking) in psychological and educational checkup of the 1st year schoolchildren of state school №197 of the Central district, Saint Petersburg. The examination was a part of an experimental work of the child neurological clinic “Prognoz”. The work was aimed at revealing psycho-physiological factors of decreasing learning abilities of children without developmental abnormalities. 32 children, 19 boys, 13 girls (average age 7.5) were examined. The children were offered to make a story using a series of three pictures. Firstly, a child was asked to put pictures on the table one after another. After that, the pictures were gradually shown on the screen, the child was telling what was happening on the pictures. Oculomotor activity of the child was registered using EyegazeAnalysisSystem. It was found that 15 children were not able to make a coherent story, while 12 of them, according to the EyegazeAnalysisSystem protocol, did not have gaze fixations at elements of pictures important for making a story. The use of the equipment evaluation of eye movements allowed to differentiate possible reasons why the test subjects did not manage to do the task. The results obtained require further study. Perhaps the inability of the child to notice an image that was not in the center of the picture reflects the tendency to narrow the visual field, the lack of an active internal search and motivation for it.

Жиркова А.В.. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Статья посвящена исследованию детско-родительских отношений в семьях малочисленных народов Севера (эвенов), проживающих исконно-традиционным укладом жизни и занимающихся основным видом деятельности - оленеводством. Детско-родительские отношения сравнивались с детско-родительскими отношениями в русских и якутских семьях, проживающих в городе и в сельской местности. Использовались «Опросник родительского отношения (ОРО)» А.Я. Варги и В.В. Столина и методика PARI (Parental Attitude Research Instrument - тест-опросник «Измерение родительских установок и реакций») Е.С. Шефер, Р.К. Белл в адаптации Т.В. Нещерет. В исследовании участвовали семьи с детьми младшего школьного возраста: 43 эвенских семьи, проживающие на исконной территории, ведущие традиционный кочевой образ жизни, 45 семей сельской местности, 44 русскоязычных семьи г. Якутска. Обнаружено, что позиции матерей и отцов имеют различное содержание. Так, для матерей, проживающих на исконной территории (матери-эвены и матери-якутки, проживающие в сельской местности), характерны симбиотические отношения. Матери в городских семьях придерживаются позиции «авторитарная гиперсоциализация». Позиция отцов-эвенов и якутов, проживающих в сельской местности, имеет выраженные авторитарные черты, тогда как отцы, проживающие в городе, менее включены во взаимоотношения с ребенком, в большей степени игнорируют их интересы, чувства. Такие позиции, как «симбиоз» у матерей и «авторитарная гиперсоциализация» у отцов, характерны для семей, проживающих на исконной территории. Возможно, это объясняется исторически сложившимся традиционным патриархальным типом устройства данных семей, а также обеспечением необходимых условий для выживания. В семьях, проживающих на исконной территории, детско-родительские отношения в большей мере определяются этнокультурными семейными традициями. Для семей, проживающих в городской среде, характерно в детско-родительских отношениях проявление маргинализации как процесса отсутствия чувства принадлежности к определенной социальной и этнокультурной группе.
The article is devoted to the study of children-parent relations in the families of small peoples of the North (Evens) living a traditional way of life and engaged in deer-raising. Evens families were compared with Russian and Yakut families living in the city and in the countryside. The Parent Attitude Questionnaire by A.Ya. Varga and V.V. Stolin and PARI (Parental Attitude Research Instrument) by E.S. Schaefer, R.K. Bell, in adaptation of T.V. Neshcheret were used. The study involved families with children of primary school age: 43 Even families living on the original territory with traditional nomadic lifestyle, 45 families from rural areas, 44 Russian-speaking families from Yakutsk. It was found that the positions of mothers and fathers are different. Thus, mothers living on the original territory (Even and Yakut mothers living in rural areas) are characterized by symbiotic relationships. Mothers in urban families adhere to the position of “authoritarian hyper-socialization”. The position of the Even and Yakut fathers living in rural areas has strong authoritarian features, while fathers who live in the city are less involved in the relationship with the child, more often ignore their interests and feelings. Symbiotic position of mothers and “authoritarian hyper-socialization” of fathers are typical for families residing on the native territory. It is, maybe, due to the traditional patriarchal type of relationships in these families, as well as to the security of necessary conditions for survival. In families living on the original territory, children-parent relations are largely determined by ethno-cultural family traditions. For families living in the urban environment, the manifestation of marginalization is characteristic for the children-parent relationships, as a lack of the sense of belonging to a particular social and ethno-cultural group.

Феофилова В.П.. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

В статье анализируются проблемы формирования положительной мотивации изучения иностранного языка в различных возрастных группах: дошкольников, учеников средних школ и студентов, слушателей факультета повышения квалификации. Приводятся данные опросов, касающиеся основных мотивов изучения иностранного языка. Результаты опросов показывают отличие мотивов у школьников и взрослых. Наблюдение в группах дошкольников показало высокую мотивированность детей во время использования преподавателем четырех типов игр. Использование принципа инфантилизации в группах студентов и взрослых обучаемых, регулярные ролевые игры повышают мотивацию и интерес к изучаемому языку. Подчеркивается роль ситуаций мотивированного общения в формировании коммуникативной активности обучаемых. В каждой возрастной аудитории необходимо учитывать психологические особенности обучаемых, их цели (или отсутствие таковых). В любой аудитории от преподавателя требуется мастерство по созданию благоприятного психологического климата, без которого невозможно раскрытие резервных возможностей обучаемых. Для детей игра является естественным состоянием, и преподаватель имеет возможность применять все виды игр. В студенческой аудитории преподавателя могут ожидать дополнительные трудности - преодоление отрицательной мотивации и негативного отношения к изучению иностранного языка. В группах взрослых игра, в особенности ролевая, встречается с пониманием, учащиеся вовлекаются в исполнение своих ролей с удовольствием. В такой аудитории задачей преподавателя является сочетание положительной мотивации, с которой слушатели приходят на курсы, с постоянным поддержанием мотивации на протяжении всего курса обучения. В любой аудитории необходимо учитывать психологические особенности обучаемых, чтобы успешно достичь формирования коммуникативных умений. Подготовка к игре на занятии к созданию ситуаций мотивированного общения требует от преподавателя серьезной подготовки и в методическом, и в психологическом плане. Деятельность учащихся во время ролевых игр должна соответствовать как содержанию учебного материала, так и возможностям и интересам учащихся.
The article analyses the formation of positive motivation for learning foreign languages in groups of different ages: pre-school children, pupils of secondary schools and students, adult students of advanced training courses. The results of questionnaires concerning main motives of learning a foreign language are given. They show the difference of motives of schoolchildren and adult learners. The results of observation in pre-school children groups showed high motivation of children when the teacher used four types of games. The use of the principle of "infantilization" in the groups of students and adult learners improves motivation and interest to learning a foreign language. The role of situations of motivated communication in the formation of communicative activity is emphasized. In each age group it is necessary to take into account psychological characteristics of students, their goals (or their absence). In any age group, the teacher is required to master the creation of a favorable psychological climate, without which it is impossible to reveal the reserve capabilities of students. For kids the game is a natural state and the teacher has the ability to apply all kinds of games. In the student age group, the teacher can expect additional difficulties - overcoming negative motivation and negative attitude to the study of a foreign language. In adult groups the game, especially role playing, is accepted with understanding, they become involved in the performance of their roles with pleasure. In such an audience, the teacher's task is to combine positive motivation with which students come to the courses, with the constant support of motivation throughout the course. For any audience it is necessary to take into account psychological characteristics of students to successfully achieve the formation of communicative skills. Getting ready to play at the lesson to create situations of motivated communication requires from the teacher a serious methodological and psychological training. The activities of students during role playing should correspond to the content of the educational material, as well as opportunities and interests of students.

Аитов В.Ф., Аитова В.М., Джумманова Г.М., Файзрахманова Л.М.. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЕСТЕСТВЕННОГО МНОГОЯЗЫЧИЯ

Учитель иностранного языка должен быть в курсе современных педагогических, методических тенденций, кроме этого, особое внимание должно уделяться его профессиональной подготовке, в частности, фонетическому оформлению устной речи. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы формирования ритмико-интонационных и слухо-произносительных навыков студентов языковых вузов в условиях естественного многоязычия. Татарстан и Башкортостан являются поликультурными республиками. Дисциплина «Иностранный язык» на языковых факультетах, где обучаются студенты , порой плохо владеющие русским языком, и студенты из ближнего зарубежья, очень часто ведется в условиях двуязычия и многоязычия (родной - русский - иностранный). С одной стороны, одним из способствующих факторов обучения студентов-билингвов принято считать перенос операций, сформированных на материале двух языков (родного и русского) на третий (иностранный). С другой стороны, существует такое явление, как интерференция. В результате межъязыковой интерференции (негативных последствий влияния родного языка на формирование навыков) возможно появление фонологических и фонетических ошибок, которые отрицательно сказываются на уровне профессиональной подготовки будущих учителей английского языка. Источником отрицательной фонетической интерференции могут быть различия языков в составе фонем и их позиционно-комбинаторных аллофонов. При этом характер проявления интерференции во многом определяется типологическим сходством и генетическим родством контактирующих языков. Процесс формирования фонетических, в частности слухо-произносительных, навыков следует начинать с выявления типичных фонологических ошибок и анализа источника этих ошибок. Необходимо изучать природу интонационных и слухо-произносительных ошибок, классифицировать их и разрабатывать технологию их предотвращения для улучшения качества профессиональной подготовки учителей иноязычного образования. На основе этого анализа следует строить технологию формирования слухо-произносительных навыков обучающихся в условиях естественного многоязычия, которая должен базироваться на компаративном анализе фонетических систем контактирующих языков.
A foreign language teacher should be aware of modern pedagogical and methodological trends, in addition, special attention should be paid to his/her professional training, in particular, phonetic organisation of oral speech. The relevance of the chosen research topic is due to the lack of studies on the problem of audio-lingual skills formation of students of FL departments in natural bilingual and multilingual environment. Tatarstan and Bashkortostan are multicultural republics. The discipline "Foreign language" at the language faculties, is very often conducted in a bilingual and multilingual (native - Russian - foreign) surrounding. On the one hand, one of the factors contributing to the training of bilingual students is considered to be the transfer of operations formed on the material of two languages (native and Russian) to the third one (foreign). On the other hand, there is the phenomenon of interference. As a result of interlingual interference (negative consequences of the native language influence on the formation of skills), phonological and phonetic errors may appear that adversely affect the level of future English teachers’ professional training. The source of negative phonetic interference can be differences in languages in the composition of phonemes and their position-combinatorial allophones. In this case, the nature of the manifestation of interference is largely determined by the typological similarity and the genetic relationship of the contacting languages. The process of developing phonetic skills, in particular audio-lingual skills, should begin with the identification of typical phonological errors and the analysis of the source of these errors. It is necessary to study the nature of intonation and audio-lingual mistakes, classify them and develop the technology to prevent them in order to improve FL teachers’ professional training. On the basis of this analysis it is necessary to build the technology of the formation of students’ audio-lingual skills under conditions of natural multilingualism, which should be based on the comparative analysis of phonetic systems of contacting languages.

Алёшин В.В.. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрена проблема развития информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) педагогов в сфере дополнительного образования (ДО). Показано, что необходимость развития ИКК затрагивается во многих научных работах, однако возможности повышения уровня ИКК педагогов в сфере ДО недостаточно раскрыты в отечественных научно-практических исследованиях. Определена актуальность разработки таких направлений развития ИКК педагогов в сфере ДО, которые бы учитывали как требования педагогики ДО, так и условия работы педагогов и их личностно-профессиональные особенности. Объектом исследования выступала профессиональная подготовка педагогов сферы ДО, предметом исследования - процесс развития ИКК педагогов сферы ДО. Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование направлений развития ИКК педагогов сферы ДО. Использованы общетеоретические методы исследований: изучение и анализ литературных данных теоретической и методической направленности; системно-структурный анализ педагогического опыта; конкретизация изучаемых процессов и синтез рекомендаций. Выявлены основные требования к компетентности педагогов сферы ДО и установлена роль ИКК в ней. Показана необходимость повышения уровня ИКК педагогов ДО как составляющей профессиональной компетентности для последующего повышения качества педагогической деятельности и обеспечения высокой конкурентоспособности педагога ДО на рынке труда. Обобщены теоретико-методологические подходы к определению и способам развития ИКК. Установлены возможности создания компьютерно-ориентированной среды для развития ИКК педагогов сферы ДО. Даны рекомендации по применению интернет-приложений, программных продуктов и информационно-коммуникационных технологий для самостоятельного развития ИКК преподавателями ДО и использования их в профессиональной деятельности.
In the article the problem of the development of information and communication competence (ICC) of teachers in the system of additional education (AE) is considered. It is shown that the need to develop the level of ICC is touched upon in many scientific works, but the possibilities of the improvement of teachers’ ICC in the system of AE are not sufficiently disclosed in domestic scientific and practical research works. The urgency of working out such directions of the development of teachers’ ICC in the field of AE was determined, which would take into account both the requirements of AE pedagogy and the conditions of teachers work and also their personal and professional characteristics. The object of the study was the professional training of teachers in the field of AE, the subject of the research was the development of the ICC of teachers in the system of AE. The aim of the research is the theoretical and methodological substantiation of directions of the development of teachers’ ICC in the system of AE. General theoretical methods of the research were used: the study and analysis of literature data of a theoretical and methodological orientation; system and structural analysis of pedagogical experience; concretization of the studied processes and the synthesis of recommendations. Main requirements to the competence of teachers in the field of AE have been identified and the role of the ICC in it has been established. The necessity of improving the level of the ICC of AE teachers as a component of professional competence for the subsequent improvement of the quality of pedagogical activity and ensuring the high competitiveness of an AE teacher in the labor market is shown. Theoretical and methodological approaches to the definition and ways of the ICC development are generalized. The possibilities of creating a computer-oriented environment for the ICC development of AE teachers have been established. Recommendations are given on the use of Internet applications, software products and information and communication technologies for the independent development of ICC by teachers of AE and their use in professional activities.

Колесов В.С.. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье раскрывается проблема формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе изучения музыкального искусства. Определяется содержание понятия «коммуникативная компетенция» в двух его аспектах: 1) как коммуникативный компонент, формирующий комплекс необходимых умений и навыков у учащихся; 2) как особое качество личности. Раскрываются его компоненты (прагматический, когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и виды, описываются основные направления формирования коммуникативной компетенции у детей на основе диалога культур (внутреннего и внешнего, синтеза), определяются три формы общения в процессе изучения музыкального искусства (монологическая, диалогическая, полилогическая). Характеризуются типы взаимодействия субъектов в процессе восприятия музыкального искусства: «Я - Ты», «Я - Мы», «Я - Вы», «Я - Они». Раскрываются понятия интерактивного, гносеологического, аксиологического, нормативного, семиотического, социально-практического общения, в структуре межкультурной коммуникативной компетенции были определены прагматический, когнитивный, эмоциональный, поведенческий ее компоненты. В данной статье выделены три направления формирования коммуникативной компетенции младших школьников посредством диалога культур: через диалог между учителем и учащимися, композитором и слушателями, младшими школьниками и самим музыкальным искусством. Второе направление определяется использованием внутреннего диалога культур. Третье направление - диалог культур, в процессе которого происходит взаимодействие музыки с другими видами искусства. Диалог культур рассматривается в качестве инструмента познания и усвоения культурных ценностей младшими школьниками, как форма общения (межличностная коммуникация, в процессе которой дети обмениваются музыкально-эстетической информацией). Статья предназначена для преподавателей, студентов, аспирантов, учителей музыки и работников народного образования.
The article reveals the problem of the formation of communicative competence in junior schoolchildren in the process of studying music. The content of “communicative competence” is defined in two ways: 1) as a communicative component, forming a set of necessary skills of pupils; 2) as a special quality of the personality. Its components (pragmatic, cognitive, emotional, behavioral) and types are revealed. Main directions of forming communicative competence in children on the basis of dialog of cultures (internal and external synthesis) are described. Three forms of communication in the process of studying music are determined: monologue, dialogic, and political. “I-You”, “I-We”, “I-You”, “I-They” types of interaction of subjects in the process of perception of musical art are characterized. Concepts of interactive, epistemological, axiological, normative, semiotic, socially-practical communication are revealed. Pragmatic, cognitive, emotional, behavioral components were defined in the structure of intercultural communicative competence. In this article, three directions for the formation of the communicative competence of junior schoolchildren are identified through the dialogue of cultures: through the dialogue between the teacher and pupils, the composer and listeners, junior schoolchildren and the music art itself. The second direction is the use of inner dialog of cultures. The third direction is the dialogue of cultures, in the process of which music interacts with other kinds of art. The dialogue of cultures is considered as an instrument of cognition and assimilation of cultural values by junior schoolchildren; as a form of communication (interpersonal communication, in the process of which children exchange musical and aesthetic information). The article is intended for teachers, students, post-graduate students, music teachers and public education workers.

Крикунов А.Е.. ДУША, ДУШЕВНАЯ ЖИЗНЬ И ОБРАЗОВАНИЕ В ФИЛОСОФИИ СЕМЕНА ФРАНКА

Характеризуя современный опыт педагогических интерпретаций философских теорий, автор сводит его к попыткам компиляции мнений относительно образования, понятого в контексте системы обучения и воспитания. В статье указывается, что следствием такого положения является значительное сужение семантического поля термина «образование», который рассматривается в педагогических исследованиях и исключительно в рамках антропологии. Такой подход предполагает обязательное присутствие человека в качестве одной из инстанций образовательного взаимодействия и невозможность характеристики человека вне образовательной терминологии. Тем самым именно становление человека, а не образование в качестве феномена становится фактором, легитимирующим педагогическую интерпретацию текста. Автор считает возможной адекватную педагогическую интерпретацию текстов, формальной темой которых не является антропология. В этом отношении показателен уже опыт философии сознания, раскрывающий общие механизмы его взаимодействия с внешним миром. В качестве примера в статье представлена попытка философско-педагогической интерпретации философии С.Л. Франка. Предполагается, что теория сознания С.Л. Франка может быть охарактеризована в границах оппозиции бесформенное/наделеное формой. Наличие предметного сознания, очевидным образом структурированного, требовало от Франка постулирования наделенного формой индивидуального начала, обеспечивающего предметному сознанию индивидуальную специфику по отношению к влияниям предметности. Франк подчеркивает способность сознания к усложнению, результатом которого является замена исходной бесформенности сознания его завершающей, стремящейся к всеединству формой. Именно на пути противополагания хаоса душевной жизни и души как конкретного единства мы можем увидеть феномен, который определили как образование.
Characterizing the modern experience of pedagogical interpretations of philosophical theories, the author reduces it to attempts to compile views on education comprehensible in the context of the system of education. The article points out that the consequence of such a situation is a significant contraction of the semantic field of the term “education”, which is considered in pedagogical studies and only within the framework of anthropology. This approach assumes the obligatory presence of a person as one of the instances of educational interaction and the inability to characterize a person outside of educational terminology. Therefore, it is the formation of the man, and not the formation as a phenomenon, that becomes a factor legitimizing pedagogical interpretation of the text. The author considers possible an adequate pedagogical interpretation of texts, the formal theme of which is not anthropology. In this regard, the experience of the philosophy of consciousness is already significant, revealing general mechanisms of its interaction with the outside world. As an example, in the article an attempt of philosophical and pedagogical interpretation of S.L. Frank’s philosophy is presented. It is assumed that S.L. Frank’s theory of consciousness can be characterized within the opposition “formless/formed. The presence of the objective consciousness, obviously structured, required Frank to postulate a formed individual beginning, ensuring to the subject consciousness an individual specificity in relation to the effects of subjectivity. Frank emphasizes the aptitude of consciousness for complication, the result of which is the replacement of the initial formlessness of consciousness with its final form striving for unitotality. In contrasting the chaos of inner life and the soul as a concrete unity we can see the phenomenon that has been defined as education.

Ломакина С.А.. ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ЭЛЕМЕНТ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья посвящена основным принципам создания логических схем на уроках литературы в средних и старших классах, разработке их содержания и методике работы с ними. Опорные конспекты выполняют функцию ориентира и стимулятора творческого мышления. Ученик, вовлеченный в работу по созданию схемы, проникает в глубину художественного мира произведения, идет по пути, намеченному конспектом. При освоении данной методики у учителя могут возникнуть определенные трудности по распределению учебных часов на каждую схему и по количеству конспектов к теме. В связи с этим возникает вопрос о рациональности использования данного приема, ответ на который позволяет автору статьи сделать некоторые выводы. Во-первых, при разборе художественного текста работа по логическим схемам помогает создать благоприятную атмосферу сотрудничества, при которой осуществляется активная работа школьников совместно с учителем. Сознательно размышляя над «знаниевыми рядами», учащиеся вырабатывают навыки подтверждения или опровержения учебного материала. Это способствует расширению их знаний и помогает составлять мнение об окружающем мире. Во-вторых, изображая графически анализируемый материал, словесник облегчает учащимся восприятие нового или итогового материала, помогает наглядно проследить путь размышлений при выстраивании ответа на конкретный вопрос. В-третьих, широкие рамки повествовательной формы позволяют поместить в эпическое произведение историю человеческой жизни, картину общественных нравов, обрисовку социальных условий и воспроизвести огромное многообразие человеческих характеров. Использование логических схем при анализе эпического произведения способствует развитию умения ориентироваться в источниках информации и сортировать ее с точки зрения важности. Школьники не только лучше понимают прочитанное, но и учатся критически оценивать свои знания, формулировать выводы, обобщать изученное.
The article is devoted to basic principles of creating logical schemes at the lessons of literature in middle and high school, to the development of their content and methods of work with them. Supportive notes perform the function of a guide and stimulator of creative thinking. A student involved in creating a scheme penetrates into the depth of the literary world of the book and follows the path outlined by notes. In the process of mastering this technique the teacher may have some difficulties concerning the distribution of hours for each scheme and the number of notes to each theme. In this regard, there is a question of the rationality of the use of this technique, the answer to which allows the author to draw some conclusions. Firstly, in the process of analysing a literary text the work on logical schemes helps to create a favorable atmosphere of cooperation which means an active work of pupils together with the teacher. Consciously reflecting on new knowledge, students will develop the skills of confirmation or refutation of educational material. This helps to improve their knowledge and to form an opinion about the world. Secondly, depicting the analyzed material graphically, a teacher of language and literature facilitates the students’ perception of new or final material and helps to trace the path of reflection when building an answer to a specific question. Thirdly, the wide frame of narrative forms makes it possible to put in an epic work a story of a human life, a picture of social morals, description of social conditions and depict a huge variety of human characters. The use of logical schemes when analysing epic works contributes to the development of the ability to get oriented in the sources of information and sort it from the point of view of importance. Pupils not only understand what they read better, but also learn to assess their knowledge critically, draw conclusions and generalize the studied material.

Осипова Н.В., Пилюгина А.А.. УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮ

Статья посвящена вопросу обучения грамматике иностранного языка в целом и французского в частности. Авторы, рассматривая грамматическую компетенцию как составляющую лингвистической и, далее, коммуникативной, приходят к выводу о необходимости обучения грамматике независимо от ступени обучения в условиях общения, поскольку научить правильному употреблению грамматических конструкций в процессе коммуникации можно только через непосредственное общение. В рамках статьи была поставлена цель - провести анализ литературы и представить теоретические основы разработки устных упражнений по грамматике французского языка в иноязычной литературе. В статье рассматривается процесс общения как сложное явление, называются его этапы: приобретение навыков и использование навыков. Предпринята попытка соотнести процессы, вовлеченные в обучение общению с процессами обучения грамматике в условиях общения. Кроме того, рассмотрены принципы, которым должны отвечать грамматические упражнения: целенаправленность; информативность; подготовленность; актуальность; продуктивность; связанность. Авторы описали типы письменных грамматических упражнений (грамматико-переводной; раскрытие скобок; упражнения на замену; структурное изменение предложения), которые традиционно употребляются в зарубежной методике, и типы устных грамматических упражнений (повторение, замена, конверсия, модификация предложения, «ответное» упражнение, переводное упражнение), актуальность которых неоспорима. Для каждого типа упражнений приведены примеры на французском языке. В заключение авторы делают вывод об эффективности предложенных устных упражнений в обучении грамматике иностранного языка. Использованные упражнения способствовали более прочному усвоению материала и формированию коммуникативной компетенции, то есть способности переносить полученные знания в условия реального общения.
The article is devoted to the question of teaching grammar of a foreign language in general, and French, in particular. Authors considering grammar competence as a component of linguistic and, further, communicative ones, come to a conclusion that it is necessary to teach grammar irrespectively of the stage of education under conditions of communication as to teach the correct use of grammatical constructions in the course of communication is possible only through communication. The aim was to carry out the analysis of literature and to present theoretical bases of the development of oral exercises on French grammar in foreign-language literature. In the article the communication process is considered as a difficult phenomenon, its stages are named. An attempt to correlate the processes involved in teaching communication skills with processes of teaching grammar in the conditions of communication is made. Besides, the principles grammar exercises should meet are considered. Authors in detail described types of written grammar exercises which are traditionally used in foreign methodology, and types of oral grammar exercises which relevance is indisputable. For each type of exercises examples in French are given. Authors draw a conclusion about the efficiency of the offered oral exercises in teaching grammar of a foreign language. The used exercises promoted stronger mastering of the material and the formation of communicative competence, that is, the ability to transfer gained knowledge to conditions of real communication.

Плетенева И.Ф., Соболева О.О.. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена изучению процесса формирования целостной личности. Основными методологическими подходами к изучению проблемы целостного развития личности выступают личностный, деятельностный, диалогический, культурологический, антропологический. Необходимо иметь в виду, что при формировании целостной личности педагогический процесс должен быть направлен на создание интегративной личности. Личность представляется как сложная психическая система, обладающая структурой, функциями и внутренним строением, ее личностные компоненты взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом, но преобладающее воздействие остается за социальной областью - мировоззрением, отражающим интересы, идеалы, стремления, моральные и эстетические качества. Личностный подход формирует представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Деятельность выступает основой, средством развития личности. Способом рождения и развития личности выступает диалог. Наиболее важным среди методологических оснований изучения целостной личности является культурологический подход, он показывает путь для изучения педагогических явлений во взаимосвязи явлений и процессов реальной жизни. Особая важность антропологического подхода состоит в потребности преодолеть «бездетность» педагогики, что позволит обнаруживать научные законы и реализовать на их основе образовательной практики. Методологические подходы позволяют нам определить комплекс частных проблем, выявить наличие существующих проблем, продумать стратегию и способы их разрешения; проанализировать все обстоятельства, определяющие формирование целостной личности, спрогнозировать возможность получения объективного знания при изучении целостной личности.
The article is devoted to the study of the process of the holistic personality formation. Main methodological approaches to the study of holistic personality development are: personality; activity; dialogue; culturological; anthropological. It should be taken into account that when forming a holistic personality, the pedagogical process should be aimed at creating an integrative personality. Personality is represented as a complex mental system, which has a structure, functions and internal structure, its personal components are interconnected, interact with each other, but the predominant impact remains in the social sphere - a worldview that reflects interests, ideals, aspirations, moral and aesthetic qualities. Personality approach forms ideas about social, active and creative essence of the person. Activity acts as a basis, a means of personal development. Dialogue acts as a way of birth and personality development. The most important among the methodological foundations of the study of a holistic personality is the culturological approach. It shows a way for studying the pedagogical phenomena in the relationship between the phenomena and processes of real life. The special importance of the anthropological approach is the need to overcome “childlessness”of pedagogy, allowing it to detect scientific laws and implement them on the basis of educational practice. Methodological approaches allow us to identify a set of particular problems, to identify existing problems, to think over the strategy and ways to solve them; to analyze all the circumstances that determine the formation of a holistic personality, to predict the possibility of obtaining objective knowledge in the study of a holistic personality.

Таров Д.А., Тарова И.Н.. КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА

Статья посвящена определению содержания образовательной телекоммуникативной компетенции студента университета и на данной основе - рассмотрению критериев развития его телекоммуникативной культуры. Понятийное содержание культуры дает основание говорить о ее синонимичности как материальным, так и духовным ценностям как отдельных индивидов, так и всего окружающего социума, о ее внешнем и внутреннем проявлении. Исходя из различных трактовок понятия «культура» и ее сущностных характеристик, под культурой будем понимать важнейший фактор самореализации индивида, выраженный в его деятельности и социальном взаимодействии, создаваемых духовных и материальных ценностях, демонстрирующий определенный уровень развития творческих способностей человека. Культура и информация представляются двумя пересекающимися сферами, пересечение которых образует пространство понятия «информационная культура», определяющего культуру взаимодействия информации и индивида, при этом информационная культура является элементом культуры, связанным с информацией и информационными процессами. Авторы утверждают, что понятие «информационная культура» не отражает суть этого феномена, так как знание и использование технологий обработки информации само по себе не обеспечивает обязательного понимания ее природы. На первый план выходят не просто знания, а возможность их передачи и практического использования посредством различных механизмов, что позволяет нам говорить не столько об информационной культуре личности, сколько о ее телекоммуникативной культуре. С точки зрения авторов, телекоммуникативная культура - это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков использования информационных процессов, гарантирующая надлежащую эффективность осуществления информационной деятельности, направленной на личностное развитие и реализацию образовательных и профессиональных потребностей. В статье приведены авторские критерии развития телекоммуникативной культуры студента университета.
The article is devoted to the definition of the content of the “educational telecommunication competence” of a university student and, on this basis, to the study of the criteria for the development of their telecommunication culture. The conceptual content of culture gives grounds to talk about its synonymy to both material and spiritual values of both individuals and the entire surrounding society, of its external and internal manifestation. On the basis of various interpretations of the concept of “culture” and its essential characteristics, by culture we understand the most important factor of self-realization of an individual, expressed in its activity and social interaction, created spiritual and material values, demonstrating a certain level of development of a person's creative abilities. Culture and information are represented by two overlapping spheres, the intersection of which forms the space of the “information culture” concept, which determines culture of interaction between information and an individual, while information culture is an element of culture associated with information and information processes. The authors argue that the concept of “information culture” does not reflect the essence of this phenomenon, because knowledge and use of certain information processing technologies do not in itself ensure compulsory comprehension of its nature. Not just knowledge, but the possibility of its transmission and practical use through various mechanisms, comes to the forefront, which allows us to speak not so much of the personality information culture as of its telecommunication culture. From authors’ point of view, telecommunication culture is a set of systematized knowledge, skills of using information processes, which ensures proper efficiency of information activities aimed at personal development and the realization of educational and professional needs. The author's criteria for the development of the student's telecommunication culture are given in the article.

Андросова Ю.В.. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В данной статье отражены проблемы формирования раннего двуязычия у детей в билингвальной среде, в которой наряду с русским языком активно функционирует язык саха, имеющий статус второго государственного языка, и обосновывается необходимость психологического просвещения родителей об особенностях когнитивно-речевого развития детей. Исследования процессов формирования национально-русского двуязычия, проведенные в условиях трансформации традиционных методов и форм семейного воспитания, образовательных программ, выявили, что снижение качества владения детьми дошкольного и младшего школьного возраста родным языком, преобладание макаронической речи у детей, увеличение доли использования русского языка детьми при неформальном общении (в семье, в общении со сверстниками, в игровой деятельности), увеличение численности детей с нарушениями речи связаны с неподготовленностью родителей к развитию раннего двуязычия у детей. Результаты исследования показали, что целенаправленное формирование раннего двуязычия у детей дошкольного и младшего школьного возраста невозможно без создания системы комплексного психолого-педагогического сопровождения, в частности психологического просвещения родителей. В связи с этим в статье описаны исследования, проведенные среди родителей детей-билингвов, содержание и формы психологического просвещения родителей детей, обучающихся в условиях билингвального образовательного процесса. Автор приходит к выводу о необходимости подготовки научно-методическое пособия для педагогов-психологов, подбора инструментария для их деятельности, разработки программы модульного курса для повышения квалификации педагогов-психологов в области формирования двуязычия у детей.
This article studies problems of the formation of children’s early bilingualism in the bilingual environment where the Sakha language, which has the status of the second state language, is actively functioning along with the Russian language. The necessity of psychological education of parents about the features of cognitive-speech development of children is proved. Studies of the processes of the national-Russian bilingualism formation, conducted under the conditions of transformation of traditional methods and forms of family education, educational programs, revealed that the decline in knowledge of both native and Russian languages by preschool and primary school children, the prevalence of macaronic language in children, the increase in using the Russian language by children in informal communication (in the family, in communicating with peers, in gaming), the increase in the number of children with speech disturbance, are associated with the unpreparedness of parents to develop early bilingualism in children. The results of the research showed that the purposeful formation of early bilingualism and multilingualism in preschool and primary school children is impossible without the creation of a system of integrated psychological and pedagogical support, in particular psychological education of parents. In this regard, the article describes the directions and forms of psychological education for parents of children studying under conditions of the bilingual educational process. The author comes to the conclusion that it is necessary to prepare a scientific and methodological manual for psychology teachers, to select tools for their activities, to develop a program of a modular course for the development of pedagogical psychologists in the field of forming bilingualism in children.

Захарова М.А., Карпачева И.А., Меренкова В.С.. АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЗАПРОСОВ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНА ПО ВОПРОСАМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена исследованию проблемы проектирования региональной системы дополнительного профессионального образования на основе анализа потребностей и запросов педагогов образовательных организаций по вопросам выявления актуальности тематики программ дополнительного профессионального образования и изучения перечня профессиональных компетенций, требующих формирования или расширения. В качестве метода исследования использовалось анкетирование, целью которого было получение информации относительно наиболее предпочтительной для педагогов Липецкой области формы курсов ДПО, тематики, а также наличия проблем при желании пройти курсы. Анкетирование предполагало параллельный сбор данных о возрасте, уровне образования и педагогическом стаже респондентов. В анкетировании приняли участие 200 респондентов образовательных организаций гг. Ельца, Липецка, Елецкого и Липецкого района. Показано, что педагоги, имеющие стаж работы от 21 до 25 лет, отдают предпочтение дистанционной форме обучения. Тематика курсов ДПО, предполагающая предметную переподготовку, была выбрана преимущественно педагогами, возрастной диапазон которых составил 41-50 лет. Среди наиболее важных профессиональных компетенций, которые должны быть включены в профессиональный стандарт педагога, были выделены инновационные и ИКТ-компетенции. Анализ потребностей и запросов образовательных организаций региона позволил обобщить информацию о наиболее востребованных для педагогов Липецкой области курсах, их тематике и формах, перечне компетенций, требующих актуализации или формирования. Проектирование региональной системы дополнительного профессионального образования педагогических работников с учетом представленных результатов обеспечит ее гибкость, мобильность и удовлетворение потребностей конкретных образовательных организаций в решении задач непрерывного профессионального развития педагогов.
The article is devoted to the problem of designing a regional system of supplementary vocational education based on the analysis of needs and demands of teachers of educational organizations on identifying the relevance of programs of supplementary vocational education and studying the list of professional competencies that require the formation or extension. We used questionnaires as a research method, aimed at obtaining information regarding the most preferred format of courses for teachers of the Lipetsk region, subjects, and also problems of attending courses. The questionnaire involved the parallel collection of data on the age, educational level and pedagogical experience of the respondents. 200 respondents of educational organizations of Yelets, Lipetsk, Yelets and Lipetsk Districts participated in the survey. It is shown that teachers with a work experience of 21 to 25 years prefer distance education. The subjects of supplementary courses, including subject of retraining, were chosen primarily by teachers whose age range was 41-50 years. Innovative and ICT competencies were singled out among the most important professional competencies that should be included in the professional standard of the teacher. The analysis of needs and demands of educational organizations in the region made it possible to generalize information on the most popular courses for the teachers of the Lipetsk region, their subjects and forms, the list of competencies that require updating or formation. Designing a regional system of additional professional education for teachers, taking into account the results presented, will ensure its flexibility, mobility and meeting the needs of specific educational organizations in solving the problems of continuous professional development of teachers.

Чибисова Т.А.. СФОРМИРОВАННОСТЬ ИНТЕРКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В русле актуального на сегодняшний день компетентностного подхода в образовании в статье рассматривается понятие интеркультурной компетенции в современной педагогической науке, анализируются ее структурные компоненты. На основании диагностики общей коммуникативной толерантности по методике В.В. Бойко, а также диагностики типов этнической идентичности по методике Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой, проведенных среди студентов языковых и неязыковых специальностей Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, делается вывод о степени сформированности интеркультурной компетенции у студентов педагогических специальностей вуза. Студенты педагогического вуза в целом обладают высоким уровнем коммуникативной толерантности. Что касается этнической идентичности, то большая часть опрошенных обладает позитивной этнической идентичностью. Однако наличие в некоторых анкетах этнонигилизма или этнофанатизма дает понять, что работу по формированию интеркультурной компетенции в вузе необходимо продолжать. Также анализируются различия в результатах анкетирования студентов языковых и неязыковых специальностей. Анализ показал, что изучение иностранных языков не является решающим фактором формирования интеркультурной компетенции, что говорит о необходимости развивать все ее компоненты в совокупности. В статье также приводятся рекомендации по учебной и воспитательной работе в вузе, направленной на формирование данного типа компетенции. Интеркультурную компетенцию необходимо развивать в межпредметной области, ее совершенствование должно проходить в рамках изучения всех предметов как базового, так и вариативного циклов с обязательной направленностью воспитательной работы на формирование вышеупомянутой компетенции. При этом крайне важным условием является взаимопроникновение культур, соблюдение баланса между освоением особенностей иных культур и обязательным учетом и уважением к собственной культуре.
In the context of the current competence approach to education, the article examines the concept of intercultural competence in modern pedagogical science, analyzes its structural components. Based on the diagnosis of general communicative tolerance according to the method of V.V. Boyko, as well as diagnosis of types of ethnic identity according to the method of G.U. Soldatova S.V. Ryzhova conducted among students of linguistic and non-linguistic specialties of “I.N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University”, a conclusion is drawn on the degree of maturity of intercultural competence among students of pedagogical specialties of the university. Students of the pedagogical university as a whole have a high level of communicative tolerance. As for ethnic identity, the majority of respondents have a positive ethnic identity. However, the presence of ethno- nihilism or ethno-fanaticism in some questionnaires makes it clear that the work on the formation of intercultural competence at university must be continued. Also, differences in the results of questioning students of linguistic and non-linguistic specialties are analyzed. The analysis showed that the study of foreign languages is not a decisive factor in the formation of intercultural competence, which means that it is necessary to develop all its components in whole. The article also provides recommendations on educational and upbringing work at university, aimed at the formation of this type of competence. Intercultural competence needs to be developed in the interdisciplinary area, its development must take place within the framework of studying all subjects of both the basic and variable cycles, with the obligatory orientation of educational work on the formation of the above-mentioned competence. At the same time, an extremely important condition is the interpenetration of cultures, the balance between mastering the characteristics of other cultures and the obligatory consideration and respect for one's own culture.