Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Костина Л.М.. СВЯЗЬ ВЕДУЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ (ТРЕВОЖНОСТИ) ПЕРВОКЛАССНИКА С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Статья посвящена изучению особенностей проявления показателей школьной адаптации первоклассников в зависимости от уровня их тревожности. В качестве показателей школьной адаптации рассматривались: психоэмоциональный, психосоматический и деятельностный компоненты. Тревожность в младшем школьном возрасте является ведущим элементом психологической безопасности личности обучающихся на этапах непрерывного образования. В исследовании приняло участие 748 учащихся первых классов. Были использованы методы выявления уровня тревожности и определения уровня проявления психоэмоционального, психосоматического и деятельностного компонентов адаптации к школе первоклассников. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что дети с высоким уровнем тревожности на эмоциональном и психосоматическом уровне адаптируются к школе хуже, чем дети со средним уровнем тревожности. Ученики с высокой тревожностью на деятельностном уровне проявляют более выраженную дезадаптацию, чем среднетревожные первоклассники. Далее был проведен обобщенный корреляционный анализ связи тревожности с показателями адаптации первоклассников к начальному этапу непрерывного образования. Статистический анализ данных показал наличие устойчивых корреляционных связей на высоком уровне достоверности между показателями тревожности и психоэмоциональным компонентом у первоклассников. На очень высоком уровне достоверности коррелируют показатели тревожности и психосоматического компонента в первых классах. Подобные данные свидетельствуют об увеличении негативных тенденций, в особенности в психосоматической сфере, при повышенной тревожности у ребенка в период адаптации его к школьному обучению. Отрицательная корреляционная зависимость прослеживается между показателями тревожности и результативностью деятельности (успеваемостью), то есть при повышении тревожности наблюдается снижение уровня успеваемости учащегося по основным предметам. Результаты позволяют говорить о деструктивном влиянии тревожности за границами оптимальных значений на все показатели школьной адаптации ребенка к начальному этапу непрерывного образования.
The article discusses the relationship of anxiety and school adaptation of first-graders. This anxiety is defined as the leading element of psychological security of the individual students. The study involved 748 students of the first class. Methods were used to identify the level of anxiety and determine the level of mental and emotional manifestations, psychosomatic and activity components of first graders adaptation to school. Statistical analysis showed the presence of stable correlations between anxiety and all the indicators of school adaptation in first grade. The results show an increase of negative tendencies, especially in the field of psychosomatic, with increased child’s anxiety during his adaptation to school. A negative correlation was observed between the indices of anxiety and effectiveness (academic performance). That is, with the increase of anxiety we observed decline in student performance in core subjects. The results suggest the destructive influence of anxiety beyond the boundaries of optimal values ​​for all indicators of school adaptation of the child.

Николаева Е.И., Джалаева А.К.. ХАРАКТЕР ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА И ПАРАМЕТРОВ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ ГУМАНИТАРНЫМ И ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Целью данного исследования стала оценка связи уровня интеллекта и формально-динамических характеристик с особенностями агрессивности у подростков, обучающихся в гуманитарном и техническом колледжах. Исследование проводилось в г. Махачкале Республики Дагестан. В исследовании участвовало 200 человек в возрасте от 13 до 17 лет. Подростки были разделены на две группы: 100 человек - учащиеся Дагестанского педагогического колледжа (50 мальчиков и 50 девочек), которые составили группу подростков, обучающихся гуманитарным специальностям; 100 человек - учащиеся Республиканского политехнического колледжа (50 мальчиков и 50 девочек), которые составили группу подростков, обучающихся техническим специальностям. В исследовании были использованы методики: «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, опросник А. Басса - А. Дарки, опросник Я. Стреляу, направленный на описание формально-динамических характеристик. Различия в уровне общего и невербального интеллекта между группами отсутствовали. У подростков, получающих техническое образование, выявлен при сравнении формально-динамических характеристик более высокий уровень настойчивости по сравнению с подростками, получающими гуманитарное образование. Они же имели более высокие уровни агрессивности, вербальной агрессии и враждебности. Регрессионный анализ выявил разную структуру взаимосвязей параметров агрессивности с уровнем общего и невербального интеллекта и показателями темперамента у подростков двух групп. Обнаружена разная структура взаимосвязей параметров агрессивности с уровнем общего и невербального интеллекта и показателями темперамента у подростков двух групп. Совпадение касается отрицательной связи сенсорной чувствительности с физической агрессией и выносливости с раздражительностью. Остальные связи уникальны для каждой группы. Можно предположить, что, имея разные уровни проявления агрессивности, подростки пытаются контролировать ее разными механизмами, в том числе ориентируясь на внешние условия, связанные с особенностями обучения в техническом и гуманитарном колледже. Доказано, что интеллект и формально динамические характеристики могут служить механизмом снижения агрессивности.
The purpose of the study was to assess the connections between the intelligence level and formal-dynamic characteristics with the peculiarities of aggressiveness of teenagers studying at colleges of humanities and technical colleges. The study was carried out in Makhachkala (Dagestan). 200 people from 13 to 17 years old participated. Teenagers were divided into two groups: 100 teenagers - students of Dagestan pedagogical college (50 boys and 50 girls); 100 teenagers - students of Republic polytechnic college (50 boys and 50 girls). In the study the following methods were used: Raven’s Progressive Matrices, Buss-Darkee hostility inventory, Strelau inventory. There are no differences among teenagers in the level of intelligence. Teenagers of technical college have higher level of persistence, aggressiveness, verbal aggression and hostility than teenagers of humanitarian college. Regressive analysis showed different structure of interconnections of the aggressiveness parameters with intelligence and temperament of teenagers of two groups. It is shown, that intelligence and formal-dynamic parameters could be used as a mechanism of aggressiveness decrease. The coincidence concerns the negative connection of sensitivity with physical aggression and stamina with irritability. Other communications are unique for each group. We can assume that, having different levels of manifestation of aggressiveness, adolescents try to control it by different mechanisms, including focusing on the environmental conditions associated with the peculiarities of teaching at technical and liberal arts college. We prove that the intelligence and formal dynamic characteristics can serve as a mechanism for reducing aggression.

Перышкова С.А.. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЗАИМОПОЗНАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА

В статье рассматривается значение взаимного познания преподавателя и студента для их профессионально-личностного совершенствования; описываются психологические характеристики взаимопознания; выявляются психологические факторы, влияющие на взаимопознание преподавателя и студента. Ставится и обосновывается задача проведения совместного тренинга преподавателей и студентов с последующим анализом. Данные положения нашли подтверждение в результатах эмпирического исследования. Процесс развития взаимопознания педагогов и обучающихся предполагал проведение социально-психологического тренинга, в котором участвовали 53 преподавателя Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и Мичуринского государственного педагогического института. В исследовании также участвовали 92 студента старших курсов. Программа тренинга состояла из трех этапов: целеполагающего, детерминирующего, содержательно-результативного. Для оценки эффективности тренинга применялись: схема самонаблюдения, матрица взаимопознания, ментальные карты, «Диагностика социальной дистанции», «Диагностика стилей межличностного взаимодействия» (по опроснику Лири), тест «Незаконченные предложения», методика определения локуса контроля, факторный анализ. Для статистической обработки и анализа данных использовалась программа SPSS 11.5 для Windows. Участники тренинга структурировали представления друг о друге, сократили коммуникативную дистанцию, изменили стиль межличностного взаимодействия, принимали на себя ответственность за результаты взаимодействия. Все это говорит о возможности развития взаимопознания в педагогическом взаимодействии посредством реализации предложенного социально-психологического тренинга. Таким образом, представленные способы организации взаимопознания преподавателя и студента не только повышают эффективность учебного процесса в вузе, но и способствуют профессионально-личностному совершенствованию участников педагогического взаимодействия в высшей школе. Материалы исследования могут найти применение в учебных курсах и спецпрактикумах соответствующих направлений и профилей бакалавриата и магистратуры.
The article focuses on the problem of the importance of mutual knowledge between teacher and student for their professional and personal improvement. The article describes psychological characteristics of mutual knowledge and psychological factors influencing mutual knowledge between a teacher and a student. The article touches upon the problem of the joint training of teachers and students with further analysis. These points were confirmed by the results of the empirical research. The development of mutual knowledge between teachers and students proposed the realization of socio-psychological training. 53 teachers of Tambov State University named after G.R. Derzhavin and Michurinsk State Teachers Training Institute took part in the training. The experiment involved 92 students of senior courses. The training program consisted of three stages: goal-setting, determining, meaningful and productive. To evaluate the efficiency of training there was used the following: the scheme of observation, the matrix of mutual knowledge, mental maps, “Diagnosis of social distance”, “Diagnostics styles of interpersonal interaction” (according to Leary’s questionnaire), the test “Incomplete sentences”, the method of determining the locus of control, factor analysis. The program SPSS 11.5 for Windows was used for statistical treatment and analysis of given results. Participants structured the view of each other, reduced communication distance, changed the style of interpersonal interaction, took responsibility for the results of the interaction. These facts confirmed the possibility of the development of mutual knowledge in pedagogical interaction through the realization of the proposed socio-psychological training. Thus, the presented ways of organizing mutual knowledge between a teacher and a student not only increase the efficiency of the educational process at University, but contribute to professional and personal development of participants of pedagogical interaction in higher education. The research materials can find application in training courses and special courses of undergraduate and graduate programs.

Джабер Хасан М.А.. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В статье рассматриваются традиционные социальные, культурные и исторические факторы, способствующие процессу социокультурной эволюции семейных ценностей в восточном арабском обществе. Дается характеристика понятий «ценности» (разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения), «семейные ценности» (культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия между супругами). Изучаются трансформационные процессы ценностных ориентаций молодых арабских семей на современном этапе социализации, устанавливается связь между происходящими общественными изменениями и изменениями в системе ценностей. Подчеркивается, что, проходя через три базовые стадии кризиса (дестабилизационные процессы → открытый конфликт → выход из сложившейся ситуации), ценностные ориентации меняются и имеют свои особенности на каждой из них. Автор отмечает, что для арабской культуры характерно почтительное отношение к старшим, к родителям, любовь к детям, гостеприимство, скромность, вежливость, толерантность и признание существенных различий между мужчинами и женщинами; арабские семьи довольно строго сохраняют свои традиции, придерживаются их в жизни, укрепляя тем самым как преемственную связь поколений, так и единение арабского мира. Национально-этнический и религиозный факторы для арабов являются доминирующими. Изложенные в статье примеры ценностных ориентаций арабской семьи можно оценить как основные, извлеченные из широкого круга особенностей арабской культуры.
The article is devoted to examination of traditional social, cultural and historical factors contributing to the process of socio-cultural evolution of family values in the eastern Arab society. Characteristics of the concepts of “values” (shared beliefs in a society with respect to the goals people should strive for, and the main means of their achievement), “family values” (sets of ideas about the family cultivated in a society influencing the choice of family goals, ways of organizing life activities and interaction between spouses) are given. The transformation processes of value orientations in young Arab families are studied at the present stage of socialization, connection is established between ongoing social changes and transformations in the value system. It is emphasized that while passing through the three basic stages of a crisis (destabilizing processes → open conflict → exit from current situation), value systems undergo certain changes and at each stage have particular aspects. The author notes that Arab culture is characterized by respect for the elders and parents, love for children, hospitality, modesty, politeness, tolerance and recognition of significant differences between men and women; Arab families maintain rather strictly their traditions and adhere to them in everyday life, thus strengthening both link between generations and unity of the Arab world. The national-ethnic and religious factors are dominant for the Arabs. The examples of value orientations of an Arab family set out in the article can be considered as the main ones, singled out from a wide range of features of Arab culture.

Буланкина Н.Е.. ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАКТИКИ - ГАРАНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель данной статьи видится автору в том, чтобы показать, какие перспективы и возможные «подводные камни» существуют на пути использования гуманитарных практик в свете культуротворческой миссии образования. Под последней понимается, прежде всего, постановка и решение задачи культурного самоопределения личности в поликультурном пространстве в условиях индивидуализации образования и тьюторского сопровождения. Эта задача, в свою очередь, предполагает системный выбор непосредственными участниками образовательного процесса тех или иных выразительных средств культуры, культурных образцов национального и мирового характера и содержания. А потому автор уверен, что в современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и информационно-коммуникационного общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала, человеческих ресурсов. Это происходит потому, что именно в системе образования формируется модель будущего, в ней закладываются мировоззренческий базис, философия самого общества, философия развития его членов. Под гуманитарными практиками культурно-ориентированной направленности понимается, прежде всего, опыт, культивирующий навыки общения, культуру общения каждой личности при позитивном взаимодействии и взаимообмене непосредственных участников диалога/полилога . Рассмотрение гуманитарных практик с позиций индивидуализации образования и тьюторского сопровождения в условиях системного их использования в пространстве профессионального образования учителя (повышение квалификации и переподготовка, а также педагогическое образование будущих учителей школы) позволяет автору утверждать, что Учитель, в совершенстве владеющий всей палитрой культурных образцов, становится примером, идеальной моделью для Другого/Других.
The problem under discussion in the article concerns, first and foremost, crucial aspects of modern education, i.e. the role of culture and its expressive means, different languages, for self-improvement of a man. The cultural approach towards the educational process and practices suggests the idea of how to perform it effectively and with optimum in the classroom. The principles and requirements include individualization, tutorial practices, where the position of the tutor is of primary importance for a teacher/professor. Topical traditions of psychological balance in polycultural education along with the problem of creating humanitarian culture-centered and personality-centered experience for both students and other participants of educational process at school are very important because of various and different situations in the world and at schools that used to occur there, time and again, in the atmosphere of psychological imbalance. Permanent research and systematic solution of the mentioned aspects of the problem under discussion give us ground to think that languages and language education are one of the crucial moments, and urgent elements in the sphere of education of people via different training programmes and projects. The most important thing for creating likely projects is to cover the possibility for both teachers and students to discover qualitative means and their own way to self-realisation, in different spheres of social life, and for professional development and self-development. It is up to teachers and students to decide what to do next after leaving educational institutions in the sphere of this or that branch of self-perfection. Education and schooling are one of the most important ways and means for life. Self-education is the key to self-realisation and self-improvement, and psychological balance for the time being and for ever and ever again. Both self-education and schooling/training have to help each person to realize this mission with different effective means. And languages of education are one of them. That is why, both discovery and research in the direction should be considered the priority for teachers; this is their cultural mission.

Голэк Б.. ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ВУЗОВСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ

К некоторым желательным качествам личности преподавателя вуза можно отнести среди прочего свободомыслие, аутентичность, верность целям и ценностям, скромность, склонность к рефлексии и теоретическому мышлению, а также позитивное восприятие жизни. С позитивным восприятием жизни связано качество личности, которое предохраняет преподавателя от конформизма и самодовольства. Позитивное восприятие жизни со всеми её недостатками мотивирует преподавателя к неустанной работе над собой, преодолению собственных недостатков, к самосовершенствованию, что положительно сказывается на качестве его работы со студентами. Рост самосознания, новые взгляды, новое знание побуждают преподавателя к передаче своего духовного достояния другим, порождают интеллектуальный и моральный энтузиазм в работе со студентами. Преподавателя должна отличать склонность к рефлексии, теоретическому мышлению, предполагающему выход на высокий уровень абстракции. Он не может скрываться за холодными технологическими расчётами, узким прагматизмом и утилитаризмом. Постоянная рефлексия относительно собственной деятельности является исключительно значимой составляющей его профессионализма, а также его профессиональной автономии и личностной свободы. Ценностью, которая объединяет учёных и студентов, является свобода - свобода мысли, свобода слова, свобода дела, а главное - поиск истины. Личность преподавателя вуза должно отличать свободомыслие, что, безусловно, определяется миссией университета. Академическая среда должна оставаться оплотом истинного свободомыслия, рационализма, она должна противостоять тем или иным видам догматизма и упрощенчества в общественной жизни, противодействовать искажающим действительность стереотипам, а также к любым проявлениям ксенофобии и нетерпимости.
For some, desirable personality traits of today academics include for example: freedom of thought, authenticity, faithfulness, modesty, reflexivity. Affirmation of life with all its shortcomings and deficiencies will encourage academic staff to continuously work together to overcome their own limitations, to self-improvement, and this will measurably affect the quality of their work with students. Academic staff should be characterized by a broad and in-depth reflection combined with the ability to think theoretically, so thinking of a high level of abstraction. The lecturer should not hide behind cold technical calculations, narrow pragmatism and utilitarianism. Constant reflection on action, wise reflection on his own professional experience is an important part of his professionalism and the condition of professional autonomy and personal freedom. Value that unite scientists and students is freedom. Freedom of thought, freedom of speech, freedom of work, and most importantly - the search for truth. Academic teacher's personality is characterized by freedom of thought, which seems to be closely related to the mission of the university and its idea. The academic community should stand on the side of rationality, should protest against the unfair stereotypes, the manifold forms of xenophobia and intolerance.

Дворяткина С.Н.. ФРАКТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена доказательству фракталов и фракталоподобных структур в образовании. Актуализируется проблема реализации междисциплинарной интеграции знаний через расширение понятийного аппарата и его использование для описания иерархии научных и педагогических структур. Поиск нового методологического инструмента для выявления междисциплинарных связей, синергии математического образования необходим для гармоничного развития личности и общества в современных условиях. Проведен анализ характеристик структур объектов педагогики (научное и математическое знание, содержание образования и учебный элемент), исследование которых на разных уровнях будет эффективным посредством применения фрактального подхода. Продемонстрированы технология фрактального отбора и структурирования содержания обучения математике, ее основные компоненты, характеристики, средства, методы и уровни реализации. В качестве концептуальной основы выступает фрактальный подход, связанный с идеей количественной и качественной оценки сложных структур учебных элементов, имеющих сложную иерархическую организацию любой мерности, ориентированный на решение проблемы интеграции научного знания. Фрактальный подход использовался как в фазе анализа, отбора, структурирования учебного материала и выборе способов первичного его представления, так и в диагностике качества усвоения студентами учебного материала. В связи с этим применялся коэффициент глубины усвоения связей и отношений ключевого понятия с другими (показатель междисциплинарной связанности понятий) - фрактальная размерность D-потока информационного кластера, автоматически вычисляемого интерактивной обучающей системой задач через показатель H Херста. Тем самым становится достижимым более глубокое и полифункциональное освоение учебных дисциплин, обогащенных новым качественным содержанием, характеристиками, формами, а также индивидуализация форм и средств педагогической поддержки.
The article is devoted to the proof of fractals and fractal structures in education. The problem of realization of interdisciplinary integration of knowledge through the broadening of the conceptual apparatus and its use to describe the hierarchy of scientific and educational institutions is actualized. Search for new methodological tools to identify interdisciplinary relationships, synergy of mathematical education is required for harmonious development of the individual and society in the modern world. The analysis of the characteristics of the object structures of pedagogy - the structure of scientific knowledge, mathematical knowledge, the content of education and educational, the study of which at various levels will be effective through the use of fractal approach. Fractal technology of selection and structuring the content of mathematical education, its main components, features, means, methods and levels of implementation are demonstrated. The fractal approach acts a conceptual basis connected with the idea of quantitative and qualitative evaluation of complex structures of educational elements having a complex hierarchical organization of any regularity, focused on a solution of the problem of integration of scientific knowledge. The fractal approach was applied both at the phase of analysis, selection and structuring a training material, when choosing ways of its primary presentation, and in the diagnostics of quality of learning by students of the training material. In this connection, we apply coefficient of depth of learning of connections and relations of the key concept with other ones (the index of an interdisciplinary connection of concepts) - fractal dimension of the D stream of informational cluster, automatically calculated by the interactive training system of tasks through H-Hurst's indicator. Thereby more deep and multifunctional learning of subjects enriched with new qualitative content, characteristics, forms, and also the individualization of forms and means of pedagogical support becomes achievable.

Игнатушина И.В.. Влияние математической культуры Западной Европы на становление учебной дисциплины «Дифференциальная геометрия» в России XVIII - первой половины XIX вв.

В статье рассматривается процесс становления учебной дисциплины «Дифференциальная геометрия» в России XVIII - первой половины XIX вв. и характеризуется то влияние, которое оказали на него математики Западной Европы. В XVIII в. основополагающую роль в формирующейся дифференциальной геометрии сыграл уроженец Швейцарии Леонард Эйлер (1707-1783). Развивая его идеи, западные ученые Гаспар Монж (1746-1818) и Карл Фридрих Гаусс (1777-1855) получили новые результаты по дифференциальной геометрии, многие из которых в дальнейшем вошли в учебную литературу. В России благодаря деятельности Эйлера и созданной им научно-методической школе была заложена база для дальнейшего формирования дифференциальной геометрии как науки и ее становления как учебного предмета. В учебных руководствах его учеников и последователей была начата работа по созданию педагогически адаптированной системы знаний по дифференциальной геометрии. Их педагогические взгляды по преподаванию элементов дифференциальной геометрии, а также содержание соответствующего учебного курса формировались под влиянием не только идей Л. Эйлера, но и представителей французской Политехнической школы, прежде всего Г. Монжа. Параллельно с этим, благодаря преподавательской деятельности немецкого математика Иоганна Мартнна Христиана Бартельса (1769-1836), сначала в Казанском, а затем в Дерптском университетах в учебный курс стали проникать результаты по дифференциальной геометрии, полученные Г.Ф. Гауссом. В предлагаемой статье проанализированы учебные руководства по приложению дифференциального исчисления к геометрии, которые использовались в отечественных высших учебных заведениях в первой половине XIX в., и показано, что они были написаны под влиянием идей Л. Эйлера, Г. Монжа и К.Ф. Гаусса.
The article considers the process of formation of the discipline “Differential geometry” in Russia in XVIII- first half of XIX centuries, and how mathematicians of Western Europe influenced it. In the XVIII century a fundamental role in forming differential geometry played a native of Switzerland, Leonhard Euler (1707-1783). Developing his ideas, Western scholars Gaspard Monge (1746-1818) and Carl Friedrich Gauss (1777-1855) got new results on differential geometry, many of which later came into textbooks. In Russia, thanks to Euler’s work and created by him scientific and methodological school the foundation for further development of differential geometry as a science and its development as an academic subject was laid down. In the tutorials of his disciples and followers, the work to create a pedagogically adapted system of knowledge on differential geometry was started. Their pedagogical views on teaching the elements of differential geometry, as well as the content of the relevant training course were influenced not only by L. Euler’s ideas, but also by representatives of the French Ecole Polytechnique, mainly by G. Monge. At the same time, thanks to the teaching work of the German mathematician Johann Christian Martin Bartels (1769-1836), first at Kazan, then at the Dorpat Universities the results on differential geometry obtained by G.F. Gauss began to come into curriculum. This paper analyzes training manuals on the application of differential calculus to geometry that was used at the national higher educational institutions in the first half of the nineteenth century, and it shows that they were created under the influence of L. Euler, G. Monge and K. F. Gauss’s ideas.

Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б.. ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье раскрывается проблема творчества педагога в поликультурном образовательном пространстве. Определена значимость творчества человека в современном обществе. Подчеркнута роль образования, в частности высшего образования, в развитии творчества у молодежи, а также значимость творчества педагога высшей школы для развития активной творческой личности студента. Определена роль высшего образования в обеспечении устойчивого развития российского социума путем формирования у молодежи ценностей национальной культуры в поликультурной образовательной среде. Выявлены возможности использования модели творчества Н.А. Бердяева для характеристики системы творчества педагога. Даны характеристики каждого элемента творчества педагога и показана практическая значимость реализации таковых в учебно-воспитательном процессе высшей школы. Проанализированы связи между элементами, выделены особенности функционирования и развития таковых в творчестве педагога в поликультурном образовательном пространстве. Выделены и проанализированы направления реализации преподавателем основных знаний и умений в творческой педагогической деятельности (мировоззренческие, социокультурные, психологические, педагогические и методические, физиологические и психотерапевтические). Подчеркнуто, что профессионально-педагогическое творчество невозможно без постоянного развития психоаналитических способностей преподавателя, которые позволяют создавать необходимый интеллектуальный, моральный и эмоциональный комфорт для самореализации личности и осознания ею своей жизненной задачи, смысла жизни. Выявлены ориентиры использования резервов творчества педагога в повышении эффективности обучения, воспитания и развития студентов в современной высшей школе. Проанализированы основные показатели творческой деятельности преподавателя высшей школы. Сделан вывод о том, что поликультурное образовательное пространство имеет значительные резервы для реализации творческого потенциала педагога, расширения и углубления субъектно-субъектного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса, формирования у студентов потребности в межкультурном взаимодействии.
The article discloses the problem of teacher’s creative activity in the multicultural educational environment. It determines the significance of person’s creativity in modern society. It emphasizes the role of education, particularly higher education in the development of creativity of young people, and also the importance of higher school teacher’s creativity for the development of an active creative personality of the student. The article determines the role of higher education in the sustainable development of the Russian society by forming in young people values of national culture in the multicultural educational environment. The possibilities of using the model of creativity by N.A. Berdyaev to characterize teacher’s creativity are revealed. The characteristics of each element of teacher’s creativity are given and practical importance of the implementation of those in the educational process of higher education is shown. The relationships between the elements are analyzed, the features of their functioning and development in teacher’s work in the multicultural educational environment are highlighted. The trends of realizing the basic knowledge and abilities in the creative pedagogical activities (philosophical, socio-cultural, psychological, pedagogical and methodological, physiological and psychotherapeutic) by the teacher are outlined and analyzed. It is emphasized that professional-pedagogical creativity is impossible without constant development of psychoanalytic abilities of the teacher, which makes it possible to create the necessary intellectual, moral and emotional comfort for personality’s self-realization and the awareness of the life’s challenges, the meaning of life. The reference points of using the teacher’s reserves of creativity in increasing the efficiency of learning, education and development of students at the modern higher education are revealed. Main indicators of the creative activity of the teacher of high school were analyzed. It is concluded that multicultural educational space has substantial reserves to realize teacher’s creative potential, and for the deepening of subject-subject interaction between participants of the educational process and formation of the students' needs in intercultural interaction.

Лазарев А.А.. МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье представлено описание модели воспитания ценностного отношения школьников к обеспечению пожарной безопасности. Автор характеризует основные подходы данной модели, её цели, задачи, принципы, условия и результат. Предложенная модель воспитания ценностного отношения школьников к обеспечению пожарной безопасности имитирует внутреннюю структуру организации деятельности педагогов и детей и нацелена на предупреждение пожаров по причине детской шалости с огнем, а также на популяризацию профессиональной деятельности работников пожарной охраны, создание их положительного образа. Предложенный вариант дидактической модели воспитания ценностного отношения школьников к обеспечению пожарной безопасности основывается на анализе теории и практики изучения школьниками мер пожарной безопасности. Раскрывая содержание рассматриваемой модели, можно выделить следующие компоненты: содержательный, культурно-познавательный, мотивационно-ценностный. Особое значение автором придается аксиологическим аспектам изучения требований пожарной безопасности, учитывая то, что человек в определенной системе ценностей всегда стоит перед серьезным выбором. Данный выбор заключается в том, что отдача предпочтения одной ценности (или группе ценностей) приводит к частичному пренебрежению иными ценностями. Реализация разработанной модели должна способствовать достижению прогнозируемого результата - сформированности осознаваемого чувства необходимости соблюдать требования пожарной безопасности, а также познавательного интереса к общечеловеческим ценностям и мерам пожарной безопасности. В рамках воспитания ценностного отношения школьников к обеспечению пожарной безопасности дети получают навыки не только по предупреждению пожаров, но и по выполнению действий в случае его возникновения.
The description of model of education of the value attitude of school pupils to ensuring fire safety is presented in the article. The author describes the main approaches of this model, its purpose, task, principles, conditions and results. The described model of education of the value attitude of school pupils to ensuring fire safety imitates internal structure of the organization of activity of teachers and children and is aimed at the prevention of fires because of a childish prank with fire, and also at promoting professional activity of workers of fire protection, creation of their positive image. The offered option of didactic model of education of value attitude of school pupils to ensuring fire safety in the article is based on the analysis of the theory and practice of studying by school students measures of fire safety. Disclosing the content of the considered model, the following components are allocated: factful, cultural and informative, motivational and value. We give special significance to axiological aspects of studying the requirements of fire safety, considering that the person in a certain system of values always faces a serious choice. This choice is that giving preference to one value (or group of values), leads to partial neglect of other values. The implementation of the developed model should promote the achievement of the predicted result - the formation of the perceivable feeling of the need to observe requirements of fire safety, and also cognitive interest to universal values and measures of fire safety. Within education of value attitude of school pupils to ensuring fire safety children receive skills not only connected with the prevention of fires, but also actions in case of its emergence.

Николаев В.А.. КАТЕГОРИЯ «ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ» КАК НОВАЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА

В статье раскрывается организация качественно новой инструментально-педагогической единицы - действительности, построенной в логике мыследеятельностного содержания образования, онтологичность которой выражается через попытку формулирования и решения задачи формирования школьной среды, определения подходов, способов и средств выражения оснований. Положив в основу понимание того, что действительность раскрывается как система реально существующих фактов-событий и объективный мир деятельности разума и его продукта, обосновывается необходимость существования содержания школьной образовательной среды через действительности. Каждое отдельное явление среды в общем контексте совокупности действительностей имеет совершенно различное значение и содержание. Действительность имеет признак институционального объекта, применяемого в разработке, проектировании и реализации средового подхода к построению школьного образовательного пространства. Действительности и их совокупность как форма существования образовательной ситуации фиксируются в данном исследовании нормативными единицами-действительностями, которые, в свою очередь, становятся инструментальными средствами педагогической и управленческой самоорганизации и организации. За счет такого взгляда становится управляемой сложная конструкция совместной деятельности субъектов образования - школьная среда мыследеятельностного типа. Внедрение рассматриваемой формы позволяет выстраивать метод программирования нового педагогического профессионализма и способствует переводу педагогической практики в деятельностный режим. Пространство, соорганизованное по принципу действительностей, продлевает границы этих действительностей за рамки школы: школьная действительность становится персональной действительностью семьи - родителей и ребенка. При проектировании среды предлагается пять нормативных единиц-действительностей: (1) действительность ведущих типов деятельности; (2) речевая действительность; (3) действительность учебных предметов; (4) действительность двигательной активности и физического здоровья; (5) метапредметная действительность.
The article deals with the organization of a qualitatively new instrumental teaching unit - reality, constructed in the logics of thought-activity content of education, which is expressed through the ontological attempt to formulate and solve the problem of formation of the school environment, the definition of approaches, methods and means of expression grounds. The qualitatively new unit - reality - has got all indicative attributes of institutional object with a purpose to use it in the developing, projecting and technologically organized realization of environ approach in building school educational space. Realities and their totality as a form of existence of educational situation are recorded in this research by normative units- realities which at the same time become instrumental means of pedagogical and managerial self-organization and organization. Due to such a view the complex structure of joint activity of educational subjects - school environment of thought-activity type becomes manageable. The introduction of this form allows us to build a new teaching method of programming excellence and promotes the transfer of teaching practice in the activity mode. Space co-organized on the principle of reality, extending the boundaries of these realities beyond the school: the school really becomes a personal reality of the family - parents and children. When designing the environment we offer five standard units-realities: (1) the validity of leading types of activity; (2) speech reality; (3) the validity of the studied subjects; (4) the validity of motor activity and physical health; (5) metasubject reality.

Новикова Е.Т.. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблеме систематизации чувственного опыта в процессе формирования нравственных ценностей младших школьников на основе осознанного нравственного отношения к явлениям действительности, позволяющего сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции в соответствии с требованиями ФГОС. Показано, что формирование нравственных ценностей происходит во внеурочной деятельности в целостном педагогическом процессе, включающем различные формы, методы и направления воспитательной работы. Доказана необходимость включения ребенка в деятельность, способствующую формированию общей направленности личности. На основании исследования психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что важную роль в систематизации чувственных образов в процессе формирования нравственных ценностей играют эмоции и мера чувственного при восхождении мысли от конкретного к абстрактному, а также от абстрактного к конкретному. Основой формирования нравственных ценностей является эмоционально-когнитивный опыт, полученный ребенком в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Формирование привычки к нравственному поведению происходит благодаря включению ребенка в межличностное общение и взаимодействие в микрогруппах. Содержание нашей воспитательной программы во внеурочной деятельности определяется главной целью - формированием базовых компетенций в подрастающем поколении: потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей на основе нравственных представлений о действительности. Уровень сформированности нравственных ценностей определялся на основе показателей, характеризующих когнитивные, эмоциональные и мотивационные компоненты нравственной воспитанности младших школьников. Диагностика проводилась с помощью методов анкетирования, шкалирования, беседы и данных дневника наблюдений педагога. В результате эксперимента исчез низкий уровень сформированности нравственных ценностей и повысился процент высокого уровня и уровня выше среднего.
The article is devoted to the systematization of sensory experience in the formation of moral values ​​of primary school pupils, which is a consequence of the requirements of the FSES. It helps preserve spiritual, moral, cultural and historical traditions. It is shown that the formation of moral values happens in the process of extracurricular activities and includes a variety of forms, methods and directions of educational work. It is proved, that is necessary to include the child in activities that promote the formation of the overall orientation of the individual. In the formation of moral values emotions are important. The basis for the formation of moral values ​​is an emotional and cognitive experience gained in the process of the child’s activity and interpersonal interaction. Формирование привычки к нравственному поведению происходит благодаря включению ребенка в межличностное общение и взаимодействие в микрогруппах. The habit of moral behavior is formed by the inclusion of the child in interpersonal communication and interaction in small groups. The content of our educational programs in extracurricular activities is determined by the main goal - the formation of core competencies of the younger generation: the needs and readiness for constructive cooperation with individuals and groups on the basis of moral conceptions about reality. In this study, the degree of moral values acquisition was evaluated on the basis of characteristics that allow us to evaluate cognitive, emotional and motivational components of moral values of junior schoolchildren. The diagnosis was carried out by the methods of questioning, scaling, interview and data of teacher’s diary of observations. As the result of the experiment the low level of formation of moral values disappeared, and the percentage of high-level and above average level increased.

Солодовникова Е.Н.. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Статья посвящена проблеме формирования одной из основных компонент профессиональной компетентности будущего учителя - его познавательно-творческой компетентности. Обоснована актуальность формирования познавательно-творческой компетентности будущего учителя, представлены структура и содержание этого понятия. Познавательно-творческая компетентность будущего учителя рассматривается с позиции реализации интегрированной совокупности компетенций. Особого внимания в структуре познавательно-творческой компетентности будущего учителя заслуживают такие компетенции, как «готовность применять современные методики и образовательные технологии и разрабатывать новые для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса», «способность к саморазвитию и адаптации в изменённых условиях», «способность к педагогическому творчеству». В рамках исследования актуализируется проблема выделения профессионально значимых качеств, которые в наибольшей степени способствуют формированию определённой интегрированной компетентности, а именно познавательно-творческой компетентности будущего учителя. Основное внимание уделено подготовке будущего учителя математики. Необходимым условием формирования познавательно-творческой компетентности будущего учителя является создание в вузе специальной профессионально ориентированной среды. Эта среда предполагает активное использование таких современных образовательных технологий, как технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве, «Портфолио», «Дебаты»; рациональное сочетание индивидуальной и групповой работы преподавателя и студента; научно-исследовательскую деятельность студентов внутри и вне вуза; разработку и использование в учебном процессе авторских программ, проектов, новых методик и технологий обучения. В статье сделан акцент на управлении процессом обеспечения качества формирования познавательно-творческой компетентности будущего учителя путём соблюдения таких принципов менеджмента качества, как процессный подход, системный подход и постоянное улучшение качества. В заключение даны методические рекомендации по внедрению результатов исследования в учебный процесс вуза.
The article is devoted to the formation of one of the major components of professional competence of the future teacher - his cognitive-creative competence. This article presents the relevance of cognitive-creative competence of the future teacher of mathematics; the structure and content of this term. The cognitive-creative competence of future teachers is considered from the perspective of the implementation of an integrated totality of competencies. The problem of defining professionally significant qualities that to the greatest degree promote the formation of a particular integrative competence, namely cognitive-creative competence of the future teacher of mathematics. A necessary condition for the formation of cognitive-creative competence of future teachers is the establishment at the University of special professionally oriented environment. The features of such environment are: 1) active use of such modern educational technologies, as the technology of critical thinking development, the technology for collaborative learning, “Portfolio”, “Debate”; 2) a rational combination of individual and group work of lecturer and student; 3) the research activity of students inside and outside the University; 4) the development and use in the educational process of author's programs, projects, new methods and learning technologies. This article emphasizes the management of ensuring the quality of the process of cognitive-creative competence formation of future teachers based on such principles of quality management, as process approach, system approach and continuous quality improvement. The methodological recommendations for the implementation of research results in the educational process of high school are given.

Чернова А.А.. ПРАГМАТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Статья посвящена проблеме аксиологического подхода и использования идей философии прагматизма при построении определения педагогической категории «прагматико-ориентированное отношение к выбору профессии у старшеклассников». В статье прагматико-ориентированное отношение к выбору профессии у старшеклассников трактуется как личностно значимое отражение себя в будущей профессиональной среде, вытекающее из личного опыта деятельности в той или иной профессии или выполнения различных профессиональных проб, сопоставления собственных (субъективных) возможностей с объективными профессиональными требованиями, сопоставления Я-реального с Я-идеальным и проявляющееся в потребности реализации самостоятельно сделанного выбора и готовности нести ответственность за его последствия. Основой прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии старшеклассниками является освоение ими философии прагматизма, которая учит действовать и призвана помогать людям в решении их жизненных проблем, среди которых важнейшей является выбор будущей профессии, а цель образования видит в повышении эффективности социальной деятельности, поскольку для выбора линии поведения решающее значение имеет познание, выполняющее роль средства приспособления к среде. Помимо этого, прагматико-ориентированное отношение к выбору профессии формируется у школьника через ощущение личной значимости ряда потребностей и ценности их удовлетворения. Ценности старшеклассником ранжируются, и уже на этом основании делается им выбор профессии. Таким образом, только признаваемая в результате оценки ценность выполняет функцию ориентира при формировании человеком решения о том или ином поведении или выборе вида деятельности. Автор пришёл к выводу, что эффективность педагогического управления процессом формирования у старшеклассников прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии находится в прямой зависимости от создания условий, необходимых для нахождения школьниками в образовательном процессе личностного смысла получения конкретной профессии, помогающих обеспечить последующую самоактуализацию на их жизненном пути, предполагающих помощь старшеклассникам в определении ценностных ориентиров.
The article deals with the axiological approach and the use of the ideas of the philosophy of pragmatism while determining the pedagogical category “pragmatic-oriented attitude to the choice of profession of senior students”. Pragmatic-oriented attitude to the choice of profession of senior students is discussed as a significant individual expression of themselves in their future professional environment. This expression derives from the individual experience in a particular profession or the performance of a variety of professional samples, the comparison of their own (subjective) possibilities with objective professional requirements, the comparison of I-Real to I-Ideal, and also showing in the need to realize the choice and willingness to be responsible for its consequences. The basis of the pragmatic-oriented attitude of senior students to the choice of profession is the understanding of the philosophy of pragmatism. It teaches us to act and it is aimed at helping people solve their vital problems. Among these problems the most important is the choice of the future profession, and it sees the purpose of education in the effectiveness of social activity. The decisive importance for the choice of behaviour has cognition which performs the role of a means of adaptation to the environment. In addition, the pragmatic-oriented attitude towards choosing the profession is formed through the student's sense of personal significance, the set of needs and values. The values are ranked by a senior student, and the student is ready to make his/her choice of profession. Thus, only recognized during the evaluation value performs the function of the reference point in forming a person's particular behaviour or activity. The author came to the conclusion that the effectiveness of the pedagogical management of the process of the senior student’s formation of pragmatic-oriented attitude to the choice of the profession stands in close relation to the formation of the conditions. These conditions are essential to students` personal signification of their future profession in educational process and also they help students pave the way for their self-actualization.

Битюцкая Н.Н., Чапская Я.М.. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТНО Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена исследованию инновационной культуры преподавателя высшей школы. Представлены различные точки зрения на определение таких понятий, как «инновация», «инновационная культура», «инновационная культура педагога», «инновационная культура преподавателя вуза». Проанализированы компоненты инновационной культуры, представленные различными учеными, и выделены наиболее значимые с точки зрения особенностей образовательной деятельности в высшем учебном заведении. Представлены виды инновационной деятельности. Далее описываются результаты эмпирического исследования компонентов инновационной культуры, позволяющие выделить наиболее актуальные противоречия в профессиональной деятельности педагогов высшей школы и определить уровень развития компонентов инновационной культуры. Было выявлено, что большинство педагогов положительно относятся к введению инноваций и понимают их значимость, но не в полной мере владеют навыками для осуществления инновационной деятельности. В наибольшей мере респонденты оказались не готовы к осуществлению проектной деятельности. Была разработана программа повышения уровня инновационной культуры педагогов высшей школы посредством включения в проектную деятельность. Данная программа была направлена на популяризацию и актуализацию проектной деятельности в образовательном пространстве вуза. Она включала в себя три последовательно сменяющих друг друга этапа: диагностический, основной и аналитический. В подготовке и осуществлении проектов были задействованы педагоги, участвующие в исследовании. Был реализован ряд инновационных проектов в приоритетных сферах развития вуза и региона. По результатам программы была выявлена положительная динамика в развитии мотивационно-ценностного, когнитивного и технологического компонентов инновационной культуры преподавателей вуза, что доказало эффективность проведенного исследования.
The article is devoted to the investigation of innovation culture of a university lecture. Different points of view on the definition of such concepts as “innovation”, “innovation culture”, “innovation culture of a teacher”, “innovation culture of a university lecturer” are given. The components of innovation culture, represented by various scientists, are analyzed, and the most significant in terms of educational activities in higher education are pointed out. Innovation activities are considered. Further on, the results of innovation culture components research are presented, which allow us to identify the most pressing contradictions in the professional activity of a university lecturer and to determine the level of development of innovation culture components. It was found that the majority of lecturers has a positive attitude to the implementation of innovations and realize their importance but they are not in full command of skills for innovation activities. To the greatest extent the respondents were not ready for the implementation of project activities. A program for increasing the level of innovation culture through the inclusion of university lecturers in project activities was developed. The lecturers taking part in the research were involved in the preparation and implementation of projects. A number of innovation projects in priority areas of the university and region development were implemented. According to the results of the program the improvement in the development of all the components of innovation culture has been observed.

Дорохова О.Е., Захарова М.А.. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В АДАПТИВНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ

В системе высшего образования заметное внимание уделяется исследованию потенциала активных технологий, применяемых в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов. Перспективным направлением в этой области является использование адаптивных обучающих систем (АОС), обладающих широким спектром возможностей в процессе обучения. В статье предлагается авторская модель процесса проектирования среды адаптивной обучающей системы на основе компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ). Механизм адаптации с заданной педагогической целью освоения профессиональных компетенций основан на четырех факторах: онтологическом проектировании содержания учебного курса, результатах психолого-педагогического тестирования обучающегося, педагогическом проектировании диалога с обучающимся, проектировании самопроверки и контроля усвоения знаний. Адаптация в предлагаемом варианте АОС заключается в подстройке параметров обучающей системы, позволяющей повысить управляемость и эффективность учебного процесса в рамках парадигмы личностно-ориентированного обучения. В такой системе электронный учебный курс как совокупность учебно-методических материалов имеет гибко настраиваемую структуру, реализующую различные цели обучения. Это предполагает формирование у каждого обучающегося своего набора обучающих фрагментов, представленных в виде компетентностно-ориентированных заданий и индивидуальных навигационных возможностей для работы с адаптивной обучающей системой. В статье особое внимание уделено разработке образовательных сценариев взаимодействия обучающегося с адаптивной системой на принципах разветвленного программирования, а также рассмотрен алгоритм адаптации АОС к уровню сформированности компетенций у студента. Рассмотренная в данной работе система на практике дает возможность учитывать не только начальные способности обучающегося в конкретной изучаемой дисциплине, но и потенциальные академические достижения студентов в процессе обучения, что позволяет сформировать персонифицированную образовательную траекторию и автоматически модифицировать компетентностно-ориентированные задания в соответствии с текущей успеваемостью обучающегося.
In higher education system considerable attention is paid to the potential of active technologies that are used in the process of future professionals’ competencies formation. A promising trend in this field is the use of adaptive learning systems (ALS) that have a wide range of innovatory resources in the process of learning. In the article the author presents a model of designing the process of adaptive learning system media based on competence-oriented tasks. The mechanism of professional competencies use is based on four interrelated factors to meet the requirements of a given pedagogical object: the ontological design of the subject content, the results of psycho-pedagogical testing of a student, pedagogical design of the dialogue between a teacher and a student and planning the self-testing and knowledge check. In this variant of ALS adaptation means coordination of learning system parameters, that allows us to increase control and efficiency of the teaching process within the framework of personal-oriented learning paradigm. In this system computer presented subject material as a variety of learning and methodological materials have high flexible correlated structure that can realize different educational purposes. This approach presupposes formation of individual variety of learning fragments presented as competence-oriented tasks as well as individual “navigation” possibilities to use adaptive learning system. The article focuses on learning scenarios of development and interaction between a student and adaptive system based on an on-linear programming and ALS algorithm adapted to the competence level of a student. In practice the presented system gives a teacher possibility to take into consideration not only student’s initial capabilities in mastering a certain subject, but also students’ potential academic achievements. This system allows us to form personal learning trajectory and computer modification of competence-oriented tasks in accordance with current learning results.

Карамыхова О.В., Кошелева А.О., Егорушкина Т.Д.. Формирование гендерной компетентности у курсантов женского пола в процессе обучения в военном вузе

В статье представлен анализ исследований по гендерной проблематике, проведенных отечественными педагогами за последние годы. Рассматриваются вопросы формирования гендерной компетентности в процессе профессионального становления курсантов женского пола в военном вузе. Высшая военная школа в России приобрела опыт обучения и воспитания военнослужащих-женщин. Адаптации курсантов-девушек в военном вузе должно быть уделено большее внимание. Именно на этом этапе формируется отношение к выбранной профессии, заинтересованность в достойном выполнении своих обязанностей. Успешной адаптации курсантов женского пола способствует, по мнению авторов статьи, гендерное образование, обеспечивающее формирование у обучающихся правильных ценностных ориентаций. В статье указывается, что для осуществления качественной подготовки будущих военных специалистов преподавателям и командирам необходимо приобретение новых психолого-педагогических знаний, умений и навыков в формировании гендерной компетентности у курсантов женского пола. Раскрыто содержание понятия «гендерная компетентность». Выделяются четыре группы профессионально значимых качеств личности на основании их функционально-профессионального предназначения. Уровень сформированности этих качеств служит интегративным показателем поэтапного профессионального становления будущих военных женщин-специалистов и развития личности в целом. Приводится обоснование создания педагогических условий в процессе реализации приоритетных направлений воспитания военнослужащих-женщин в военном вузе, среди которых авторы выделяют разработку элективных курсов и программ воспитания курсантов женского пола по отдельным направлениям воспитательной работы (семейное, эстетическое, духовное воспитание); подготовку научно-методического, информационного, социально-психологического, кадрового обеспечения; создание благоприятного материального и социально-бытового климата для курсантов женского пола, обучающихся в военном вузе.
The article presents the analysis of gender studies conducted by domestic teachers in recent years. The issues of gender competence formation in the process of professional development of female cadets at higher military school are considered. Higher Military School in Russia has gained experience in the field of female military personnel training and education. Their grounding requires the creation of special conditions. The adaptation of female cadets at higher military school should be given more attention. At this stage of education the attitude to the chosen profession as well as the interest in a decent performance of their duties are formed. It is the author’s opinion that gender education promotes successful adaptation of female cadets, ensuring the formation of correct value orientations. The article states that for the implementation of training quality of would-be specialists it is necessary for teachers and commanders to acquire new psychological and pedagogical knowledge and skills in the gender competence formation of female cadets. The content of the “gender competence” concept is shown. Four groups of professionally important personality qualities on the basis of their functional and professional purpose are defined. The developmental level of these qualities serves as an integrative indicator of the phased professional making up of would-be female military professionals and the personality development on the whole. The reason for the creation of organizational and pedagogical conditions when implementing the priorities of women military-education at military high school is given, including the formation of trainees’ gender competence. The article reflects the need for methodological support of gender competence formation process concerning female cadets.

Кисарин А.С.. ОСОБЕННОСТИ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы вторичной языковой социализации обучающихся. Выявляется сущность данного процесса, которая заключается в умении адекватно ориентироваться в доступном взрослому человеку социальном окружении, осознавать свою самоценность, выражать чувства и отношения к миру с использованием иностранного языка. Предлагается широко использовать социализирующий потенциал системы дополнительного образования в развитии вторичной языковой социализации личности, который, по мнению автора, выражается в возможности овладения языком как инструментом межличностного взаимодействия; трансляции, обобщения и присвоения общественного опыта, самореализации в профессии и социуме; освоения системы ценностей. Анализируется сущность понятия «условие», называются и раскрываются следующие педагогические условия вторичной языковой социализации обучающихся в процессе дополнительного образования по иностранным языкам: учет индивидуальных особенностей взрослых; создание профессионально-коммуникативной образовательной среды; обогащение содержания обучения социально значимыми и профессионально направленными регистрами общения; профессиональная готовность преподавателя. Кратко описывается опытное обучение в образовательном учреждении Online-школе иностранных языков для взрослых «White Rabbit» (г. Пятигорск). В экспериментальную программу входили следующие мероприятия: организация делового общения, реализация комплекса социально ориентированных заданий, внедрение в учебный процесс методов коммуникативного анализа, case-study, проектов. Математические и статистические данные подтвердили эффективность работы, направленной на вторичную языковую социализацию обучающихся. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию теории и практики образования взрослых. Она представляет интерес для молодых ученых, педагогов дополнительного образования.
The article deals with the secondary language socialization of adult learners. It reveals the essence of the process, which is the ability to adequately navigate the social environment available to him, to recognize the intrinsic value of the individual, to express feelings and attitudes towards the world with the use of a foreign language. It is proposed to make extensive use of the socializing potential of additional education in the development of the secondary language socialization of the individual, which is the author's opinion, expressed in the possibility of mastering the language as an instrument of interpersonal interaction; translation, compilation and assignment of social experience, self-actualization in the profession and society; development of a system of values. We analyze the essence of the concept of “condition”, define and reveal the following pedagogical conditions of the secondary language socialization of students in the course of further education in foreign languages: taking into account individual characteristics of adults; the creation of professional-communicative learning environment; the enrichment of the content of teaching by socially relevant and professionally directed registers of communication; professional readiness of the teacher. We briefly describe the experimental study at an educational institution Online-language school for adults “White Rabbit” (Pyatigorsk). Pilot training consisted of three phases: stating, forming and control experiments. The experimental program included the following activities: the organization of business communication, the implementation of socio-oriented jobs, the introduction to the educational process of communicative methods of analysis, case-study, projects. Mathematical and statistical data confirmed the effectiveness of the work. The paper was in line with modern requirements to improve the theory and practice of adult education. It is of interest to young scientists, teachers of additional education.

Мишутина О.В.. ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОПАРКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Создание технопарков как средоточия инновационных предприятий, тесно взаимодействующих с университетами и научно-исследовательскими институтами, является важным компонентом кластерной экономики, поскольку стимулирует развитие регионального образовательного потенциала. Внедрение нанотехнологий и другие факторы постиндустриального развития России актуализируют необходимость подготовки студентов вуза к реализации деятельностной модели профессионального самоопределения. Это возможно при наличии ряда условий, ведущим из которых является реконструкция преподавательской деятельности, которая выражается в коррекции знаниевой парадигмы взаимодействия со студентами, что способствует раскрытию потенциала студентов и преподавателей на основе их интерактивного взаимодействия. В качестве материалов исследования представлено содержание практических занятий по английскому языку, в ходе которых использовался кейс-метод в процессе взаимодействия преподавателя вуза со студентами-бакалаврами профиля «Медицинская и фармацевтическая химия». Реализация кейс-метода основывалась на принципе междисциплинарности, через совокупность самостоятельной работы обучающихся и применение вербальных, деятельностных и ролевых технологий интерактивного сопровождения учебной деятельности. В процессе исследования уточнено понятие интерактивная подготовка студентов на основе технологического подхода, выявлена технология идентификации учебной деятельности студентов и модели их профессиональной самореализации. Определены пути реализации контекстного обучения в аспекте осуществления профессионально направленного интерактивного взаимодействия преподавателя иностранного языка и студентов. Получены следующие выводы: под интерактивной подготовкой студентов к деятельности в условиях технопарка понимается процесс контекстного взаимодействия преподавателя иностранного языка и студентов в аспекте реализации компетентностного подхода с учётом содержания профессиограммы специалиста технопарка; успешность профессиональной идентификации студентов основывается на соотнесении учебного действия с процессом их дальнейшей профессиональной самореализации.
The article considers the technologies of interactive training of students for their professional activity in technological parks on the basis of studying the academic subject (English as a foreign language). Strong relations between innovative enterprises, universities and research institutes are concentrated in technological parks as an essential component of the cluster-based economic development which stimulates regional educational potential. The development of technological parks, realization of nanotechnologies and other factors of post-industrial development of the Russian Federation suggest the necessity for university students to implement the activity model of professional self-determination. It is possible in case of occurrence of a number of conditions. One of these conditions is the reconstruction of the teacher’s activity. It includes a correction of knowledge paradigm of communication between teacher and students. This condition reveals teachers’ and students’ potential on basis of their interactive communication. The materials of the current research are the content of practical classes on the English language. During these classes the case method is one of the main means for University classes with BA students of “Medicinal and Pharmaceutical Chemistry”. The realization of the case method is based on interdisciplinary approach which includes individual work. Technologies of interactive support of students’ learning activity in our research are: role, activity and verbal technologies. During our research we specified the notion of “the interactive training of students on the basis of technological approach”; and show the technology of identification of learning activity and model of their professional self-realization. We show ways of implementing the context learning in the aspect of realization of professional targeted interactive communication between the teacher of English and students. We specified the following aspects: the interactive training is a process of context communication of students in aspect of realization of competence approach with a special professiogram of a specialist of the technological park; the success of professional identification of students is based on the comparison of learning activity with the process of their further professional self-realization.

Новиков М.С.. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В современных психолого-педагогических исследованиях развитие человеческой сущности рассматривается как высшая ценность общества и самоцель благополучного общественного развития. Одним из условий проявления форм социальной и индивидуальной жизни человека выступает сотрудничество, обеспечивающее успешную самореализацию личности во взаимодействии с другими людьми. Анализ теоритических подходов показывает, что сотрудничество является ценностью культуры, универсальным принципом, регулирующим поведение и отношения человека для организации субъект-субъектных отношений в совместной деятельности. Одним из видов сотрудничества выступает профессиональное сотрудничество педагогов, которое предполагает активность и инициативность сторон в установлении и поддержании взаимодействия, взаимопонимания, гуманных, доброжелательных и доверительных отношений. Проектирование подобного сотрудничества становится источником и основой для творческой совместной деятельности, развития исследовательской активности, профессиональной самореализации и личностного самосовершенствования педагогов. В статье описываются результаты эксперимента, посвященного исследованию особенностей взаимодействия педагогов дошкольного образования. Описанные результаты эксперимента позволили отметить небольшую группу педагогов с устойчивым интересом и желанием участвовать в совместной деятельности. Данная группа педагогов характеризуется адекватными представлениями о возможностях сотрудничества. Также зафиксирована группа педагогов с ограниченными представлениями и практическими умениями реализовать современные формы профессионального сотрудничества. Для них характерна малая осведомленность о сущности, методах и потенциале профессионального сотрудничества; данные качества не позволяют проявить в полной мере самостоятельность, ответственность, инициативность, субъектную позицию в совместной деятельности. В целом, по результатам проведенного эксперимента, отмечается сниженный уровень развития коммуникативной и личностной компетентности педагогов в вопросах эффективного взаимодействия с коллегами, наличие сложностей в реализации норм культуры общения и регуляции эмоциональных проявлений.
In modern psychological and pedagogical studies the development of a human is seen as the supreme value of society and an end in itself of successful social development. One of the conditions of existence of forms of social and individual life advocates cooperation for the success of self-realization of the person in interaction with other people. The analysis of theoretical approaches shows that cooperation is the value of culture, the universal principle governing the behavior and attitude of the man to the organization of subject-subject relations in the joint activity. One type of cooperation is professional cooperation of teachers, which involves the activity and initiative of the parties in establishing and maintaining cooperation, mutual understanding, humane, friendly and trusting relationship. Designing such cooperation becomes a source and basis for creativity joint activities, for the development of research activities, professional fulfillment and personal self-development of teachers. The article describes the results of experiments devoted to the study of the interaction of teachers of preschool education. These results of the experiment allowed to mention a small group of teachers with sustained interest and desire to participate in joint activities. This group of teachers is characterized by an adequate idea of ​​the possibilities of cooperation. We also fixed a group of teachers with limited views and practical skills to implement modern forms of professional cooperation. They are characterized by low awareness of the nature, methods, and potential of professional co-operation; these qualities do not allow us to show full independence, responsibility, initiative, subject position in joint activities. In general, the results of the experiment show a reduced level of the development of the communicative and personal competence of teachers in the effective interaction with colleagues, the existence of difficulties in implementing the rules of the culture of communication and regulation of emotional displays.

Петрова Ю.В.. АРГУМЕНТАТИВНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

В статье с психологических, лингвистических позиций раскрывается сущность понятия «аргументативное иноязычное общение будущих журналистов», определяется специфика обучения данному виду деятельности. Аргументативное иноязычное общение будущих журналистов представляет собой форму профессиональной коммуникативной деятельности, для которой характерна конкретная цель, содержательное наполнение, способы выражения и адекватность реакции. В качестве целей аргументативного иноязычного общения выступают: достижение взаимопонимания; выработка компромиссного мнения по обсуждаемой проблеме; настаивание на приоритете собственных мнений через взаимные отрицания и опровержения. Автор подчеркивает, что для достижения намеченных целей следует развивать у будущих журналистов умение реализовать на практике следующие стратегии: стратегию представления различных мнений и их аргументации; стратегию сравнения-сопоставления мнений; стратегию выработки компромиссного мнения. В статье предлагается определенный набор дидактических средств, позволяющих обучить будущих журналистов аргументативному иноязычному общению: имитация реального интервью (особой формы личностно направленного освоения языковой действительности, в которой приобретаются знания, формируются компетенции, воспитывается коммуникативная культура студентов); обучение техникам аргументации на иностранном языке (например, «перелицовка», получение принципиального согласия по обсуждаемому вопросу, расчленение аргументов собеседника, «положительный ответ», «взрыв»); работа с аутентичным текстом газетно-публицистического стиля, имеющим такие особенности, как высокую степень стандартизации используемых средств, экспрессивность, насыщенность реалиями, использование различной лексики, образной фразеологии, заголовки. Автор приводит конкретные примеры, позволяющие будущим журналистам овладеть аргументативным иноязычным общением. Материал может быть полезен для ученых, преподавателей-практиков, занимающихся обучением иностранному языку студентов вуза в профессиональных целях.
The article reveals the essence of the concept “argumentative foreign language communication of future journalists” from psychological and linguistic aspects, covers the specificity of training of this type of activity. Argumentative foreign language communication of future journalists is a form of professional communicative activity, which is characterized by a specific objective, an informative content, modes of expression, and the adequacy of the response. Goals of argumentative foreign language communication of future journalists are: the achievement of mutual understanding; the development of a compromise opinion on the problem; insistence on the priority of their own opinions through mutual negation and denial. The author emphasizes that in order to achieve the objectives the following strategies should be developed: strategy of representing different opinions and arguments; strategy of comparison of opinions; strategy of developing a compromise opinion. The paper proposes a specific set of teaching tools which allow us to teach future journalists argumentative foreign language communication: the imitation of the real interview (a special form of personal orientation of the development of linguistic reality in which knowledge, generated competences, communicative culture are raised); teaching techniques of argument in a foreign language (e.g. «perelitsovka», getting principle agreement on the question under discussion, the dismemberment of the arguments of the interlocutor, “a positive response”, “explosion”); the work with authentic newspaper texts of journalistic style that has such features as a high degree of standardization of the means used in the text, expressiveness, richness with realia, the use of different vocabulary, phraseology, headlines. The author gives concrete examples that allow future journalists to learn argumentative foreign language communication. The material may be useful for researchers, teachers involved in teaching a foreign language to high school students for professional purposes.

Радченко Л.А.. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье обоснована актуальность проблемы формирования индивидуального правосознания старшеклассников в проектной деятельности. На основе анализа теоретической литературы дано определение понятия «индивидуальное правосознание старшеклассников» как функционально целостная совокупность свойств личности, определяющих осознаваемое отражение правовой стороны социальной реальности и произвольную регуляцию правомерного поведения, обусловленную им. Выделены интеллектуальный, эмоционально-волевой и деятельностный компоненты в структуре правосознания старшеклассников. Представлены основные показатели и уровни структурированности правосознания с тарших школьников. В качестве эффективного средства формирования правосознания старшеклассников обоснована социально-проектная деятельность, под которой понимается специально разработанный с помощью учителя и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, основанный на актуальной для общества и личностно значимой для ученика проблеме, решение которой направлено на позитивное изменение социальной ситуации посредством взаимодействия учащихся с гражданами, с общественными организациями, с властными структурами. Дана краткая характеристика содержания деятельности школьников, обеспечивающей позитивную динамику правосознания, на всех этапах работы над социальным проектом. Выявлен механизм влияния содержания проектной деятельности на развитие структурных компонентов правосознания школьников. На этапе выбора темы проекта и планирования действий школьники определяют личностную мотивацию, получают новые или актуализируют приобретенные ранее в курсе обществоведческих дисциплин знания о праве, о функционировании местных и федеральных органов власти, о проработанности законодательной базы в рамках конкретной проблемы. На этапе реализации плана действий по проекту дети вступают во взаимодействие с местным сообществом, что способствует формированию социального опыта, опыта принятия решений по общественно-правовым вопросам, опыта правоприменения. Завершается работа над проектом рефлексией, построением субъективно приемлемых образцов правомерного поведения как цели совершенствования. Социальное проектирование задействует когнитивный, практический и эмоциональный компоненты содержания процесса формирования правосознания личности.
The article proves the urgency of the problem of the formation of individual consciousness of high school students in project activities. On the basis of the analysis of theoretical literature the definition of “individual consciousness of high school students” as functionally complete set of personality traits that determine the perceived reflection of the legal side of social reality and arbitrary regulation of the lawful conduct resulting from them was given. Intellectual, emotional, volitional and behavioral components in the structure of legal consciousness of high school students were singled out. The parameters and levels of legal awareness of senior school students were identified and presented. As an effective means of forming legal consciousness of high school students the socio-project activities are substantiated, under which we understand specifically designed with the help of teachers and performed by students set of actions, based on vital social and personal significance to the student of the problem, the solution of which is aimed at positive change in their social situation through the interaction of students with citizens, community organizations, and government. A brief description of the content of activity of schoolchildren at the stages of work on a social project that provides positive dynamics of consciousness is given. The mechanism of the influence of the content of project activities on the development of structural components of legal consciousness of students is revealed. At the stage of choosing the topic of the project and planning students determine personal motivation and gain new or update previously acquired in the social sciences course knowledge on law, on the functioning of local and Federal authorities, elaboration of legislative base in the context of a specific problem. At the stage of the implementation of the action plan for the project, children interact with the local community, which contributes to the formation of the social experience, the experience of making decisions on public matters, experience of law enforcement. The work on project reflection is coming to the end, by building subjectively acceptable samples of good behavior as the goal of perfection. Social designing involves cognitive, practical and emotional components of the process of formation of legal consciousness of the person.

Сороковых Г.В., Афанасьева О.В.. ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА ВЫРАЖЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки выпускников языковых вузов, в частности их компетенции в области выражения эмоциональности в процессе межкультурной коммуникации. Автор отмечает, что эмоциональность имеет не только ярко окрашенные физиологические и поведенческие реакции, но и языковое выражение. По своей психологической природе эмоции характеризуют отношение личности к явлениям окружающего мира. С языковой точки зрения эмоциональная картина мира - сложное структурно-смысловое образование, сформированное вербализованными эмоциональными представлениями, понятиями, концептами. В речи эмоциональность выражается лингвистическими средствами, к которым можно отнести фонетику, лексику, грамматику, синтаксис и морфологию. В связи с этим авторами статьи делается предположение, что эмоции в обучении межкультурному общению могут обладать побудительной, развивающей, регулятивной, мотивационной и коммуникативной функциями. Отмечается, что необходим методический инструментарий, позволяющий овладеть знаниями эмотивных особенностей значений иноязычных слов, правил эмоционального общения иноязычных речевых партнеров и способов экспрессии и дескрипции своих и чужих эмоций. Предлагается использовать ситуативные упражнения и создание эмоционального вокабуляра студента как эффективные способы обучения выражению эмоциональности в межкультурном общении. Ситуация - это динамичная система взаимоотношений двух (и более) субъектов, отраженная в их сознании, порождающая потребность к целенаправленной деятельности в решении речемыслительных задач и питающая эту деятельность (Е.И. Пассов). Создание и внедрение ситуативных упражнений вызовет интерес у студентов и будет способствовать развитию речевого умения и умения выражать необходимый вид эмоции. Эмоциональный вокабуляр студента представляет собой внешнюю информационную основу иноязычной речевой деятельности и средство формирования иноязычного лексикона будущего лингвиста в области эмоциональной лексики.
The article is devoted to the question of professional training of graduates of linguistic universities, in particular, their competence in the field of expressing emotions in the process of intercultural communication. The author notes that emotion has not only lively colored physiological and behavioral responses, but also has linguistic expression. By its psychological nature emotions characterize the attitude of the individual to the phenomena of the world. From a linguistic point of view, the emotional picture of the world is a complex structural and semantic formation formed by verbalized emotional ideas, concepts, concepts. In speech emotionality is expressed by linguistic means, which include phonetics, vocabulary, grammar, syntax and morphology. In this regard, the authors made the conclusion that emotions in intercultural training can have motive, developmental, regulatory, motivational and communicative functions. It is noted that it is necessary to have methodological tools allowing us to acquire knowledge of emotive particularities of foreign words, the rules of emotional communication of foreign language speech partners and ways of expression and descriptions of their own and others' emotions. It is proposed to use situational exercises and the creation of student’s emotional vocabulary as an effective way of teaching the expression of emotionality in intercultural communication. The situation is a dynamic system of relations between two (or more) subjects, as reflected in their consciousness, generating a need for targeted action in solving problems and feeding this activity (E.I. Passov). The development and the implementation of situational exercises arouse the interest of students and will promote the development of verbal skills and the ability to express the desired type of emotion. The emotional vocabulary of the student is an external information base of foreign language speech and means of formation of foreign language vocabulary of the future linguist’s emotional vocabulary.