ЕГУ им. И.А. Бунина » Общая информация » История университета » УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ В 1939-1945 гг.

    УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ В 1939-1945 гг.


    Н.А.Белькова


    В августе 1939г. в соответствии с приказом Народного комиссариата просвещения на базе рабфака, существовавшего в Ельце с марта 1921 года, и педучилища создается Елецкий учительской институт. Первым его директором назначается кандидат исторических наук С.А.Комиссаров. Перед небольшим преподавательским коллективом института стояла ответственная задача - осуществить всестороннюю подготовку учителей для семилетней школы в течение двух лет.

    С сентября 1939 года на первом курсе трех отделений - историческом, литературном, физико-математическом - начали обучение 225 студентов.

    Институт располагал двумя зданиями, адрес их достаточно постоянен - ул.Ленина, д.83 (Ленинская). Здание, построенное в 1874 году, помнящее дореволюционных гимназисток, приняло елецких студентов, которыми стали молодые люди, приехавшие из сел, деревень и небольших городов областей Центрального Черноземья (Орловской, Курской, Воронежской). В этом корпусе находились учебные аудитории, лаборатории, физический кабинет, кабинет марксизма-ленинизма, кроме того, небольшая часть учебного здания была занята под квартиры для научных работников - преподавателей института (62 кв.м). Второе здание, расположенное по ул.Октябрьской (д.108, сейчас 122) было оборудовано под студенческое общежитие. В нем постоянно проживало 60-70 студентов. Дирекция института оказывала посильную помощь студентам в обустройстве их быта, создании условий для самостоятельной работы: поддерживалось в должном порядке печное отопление, имелась гибкая система платы за общежитие, оборудован Красный уголок, где можно было готовиться к занятиям.

    Обучение в учительском институте было платным. Плата составляла 150 руб. в год, а стипендия 116-160 руб. в месяц [1] и это стимулировало стремление студентов учиться лучше. Становление учительского института осуществлялось в течение 1939-1941 гг., т.е. времени обучения первых студентов. Шел подбор преподавательских кадров, формировались программы читаемых курсов, через бибколлектор пополнялся библиотечный фонд. В первый год работы были созданы новые структурные единицы, призванные осуществить теоретическую, практическую и, что было весьма актуально тогда, идейно-политическую подготовку студентов: кафедры основ марксизма-ленинизма и истории, языка и литературы, физики и математики. К так называемым самостоятельным дисциплинам относились педагогика, немецкий язык, военная и физическая подготовка.

    В 1941 году Елецкий учительский институт осуществил первый выпуск специалистов. 14 выпускников окончили институт с красным дипломом. Среди них Клюева А.Г., Кривоносов И.Е., Анисимов И.П., Нечаева В.К., Черных А.И. и др.

    Первый выпуск Елецкого учительского института совпал с трагическими для страны сообщениями о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Некоторые студенты II курса и преподаватели ушли на фронт, оставшиеся осенью 1941г. готовились к защите города, записывались в истребительный батальон, в партизанский отряд, формировавшиеся в Ельце. По распоряжению Горисполкома институт передал истребительному батальону койки, постельные принадлежности - шерстяные одеяла, белье.

    С октября 1941 года в связи с приближением фронта к Ельцу учительский институт вынужден прервать учебные занятия. Весь архив с документами рабфака, педучилища и учительского института до 1 января 1940г., согласно распоряжению Орловского облисполкома, был уничтожен. Часть финансовых документов от 1 января 1940 по 1 октября 1941г., приборы учебного оборудования, физического, химического кабинетов, киноустановка, вся художественная литература, словари, малая и большая Советские энциклопедии, учебники были эвакуированы в Энгельский пединститут. Часть имущества музыкального кабинета по распоряжению городского отдела НКВД была передана госпиталю, воинским частям и истребительному батальону. Эвакуацию имущества института осуществляли в два этапа. Один из вагонов эвакуируемого имущества сопровождал зам. директора института по учебной работе Деркачев И.З. На месте обнаружилось, что Энгельский институт уже ликвидирован, и все вывезенное из Елецкого учительского института имущество было передано на хранение в гороно г. Энгельса [2].

    В декабре 1941 года во время трехдневной фашисткой оккупации Ельца немецкой армией от действий фашистов пострадала та часть имущества и материалов института, которая не была эвакуирована. После освобождения Ельца 9 декабря 1941 года сотрудники учительского института берутся за восстановление и ремонт помещений здания. Следует отметить, что в 1942 году в здании института размещались Орловское облоно, средние школы №№ 11, 13, 15. С 1 сентября 1942г. [2] все эти организации освобождают здание. С 15 января 1942г. для 194 студентов начались занятия [3]. В первом полугодии 1942 года на 3 отделениях института была полностью выполнена учебная программа за 1941- 1942 учебный год за счет увеличения количества аудиторных занятий, более насыщенной самостоятельной работы студентов, отмены каникул. Однако сдать выпускные экзамены 85 студентам II курса помешали массированные налеты фашистской авиации и интенсивные бомбардировки Ельца в начале июля. Летние бомбардировки принесли ощутимый урон фондам института: пострадала часть здания, занимаемого студенческим общежитием, повреждена мебель, постельные принадлежности, приведены в негодность, хранившиеся в лабораториях, бьющиеся приборы. С возобновлением учебной деятельности в новом учебном году небольшие средства, которые отпускались на развитие системы образования, пришлось использовать на восстановление и ремонт аудиторий института, комнат общежития. В 1943г., как свидетельствуют документы, часть мануфактуры, полученной от материальной базы Главснабпроса в количестве 2932 метра была израсходована на пошив белья для студенческого общежития, а часть реализована за наличный расчет студентам, приехавшим из освобожденных районов [4]. На строгий режим экономии и бережливости, в котором в те годы жила вся страна, указывают, написанные на клочках газетной бумаги, трогательные студенческие расписки в получении предметов быта в студенческом общежитии: 9 сентября 1943 года студентка I курса исторического отделения Рушкис Евгения Франгольдовна получила от коменданта Рябичевой шкаф, 2 таза и умывальник. По таким же распискам выдавались наволочки для соломенных матрацев, простыни, книжные полки и др. [5].

    Вместе с тем институт как культурно-образовательное учреждение оказывал помощь организациям и другим структурам системы образования: в 1943 году в связи с восстановлением Елецкого педучилища институтом ему безвозмездно было передано 557 экземпляров школьных учебников и специальной литературы [6]: по просьбе начальника Орловского суворовского училища (располагалось в здании УК №2) генерал-майора Кузьмина А.В. были выделены во временное пользование классные доски и наглядные пособия [7]; в мае 1943 года в авиасоединение (командир - Герой Советского Союза генерал-майор Юмашев) передали мебель для оборудования штаба; в школы, находящиеся в освобожденных от немцев районах, передавали школьные учебники, средства наглядной агитации, среди которой портреты руководителей государства [8].

    С 1942 учебного года с целью максимального обеспечения квалифицированными учителями школ в освобожденных районах подготовку специалистов начинает вести заочное отделение учительского института. В годы войны прием на заочное отделение увеличивался. Если на 1 сентября 1943 года на 1 курс заочного отделения было принято 183 студента, то на 1 сентября 1944 года прием увеличился почти на 70 человек (250 чел) [9], количество обучающихся заочно (433 чел.) почти в два раза превосходило число студентов дневного отделения, на 3 факультетах которого на 1 января 1944 года обучалось: [10]

    Факультеты I курс II курс Всего
    1. Литературный 30 44 74
    2. Исторический 60 45 105
    3. Физико-математический 30 35 65
    Итого 120 124 244

    В 1943-1944 учебном году из числа обучающихся на дневном отделении - почти половина студентов - приезжие, проживающие в общежитии (50 чел.) и на частных квартирах (45 чел.).

    В эти трудные дни войны образовательную и воспитательную работу вел небольшой коллектив преподавателей: 8 доцентов, 2 преподавателя и 3 ассистента, работавшие на трех кафедрах и ведущие ряд самостоятельных дисциплин, среди которых важное место стали приобретать военная и физическая подготовка (военрук - Фомин И.Ф.) и немецкий язык. До сентября 1943 года директором учительского института был Рожков Ю.Я., после отзыва его на другую работу возглавил институт Деркачев И.З.

    Новый 1943-1944 учебный год институт начинал, имея в своем распоряжении 13 классных комнат и кабинетов, при размороженной отопительной системе, требующей, как и все здание, капитального ремонта. Деревянный флигель во дворе учебного здания был занят под квартиры преподавателей. К нему примыкали навес для дров и ветхий сарай, приспособленный под конюшню для «транспорта» - «лошади гнедой масти и лошади пегой масти, незарегистрированной, приблудной» [11]. В распоряжении студентов и преподавателей была библиотека, насчитывавшая более 18 тыс. томов. Кстати, заведовала библиотекой Меркулова Н.И., закончившая в 1910 году Елецкую женскую гимназию, до 1919 года располагавшуюся в здании учительского института.

    В годы Великой Отечественной войны важную роль в поддержании студенчества и преподавательского коллектива играло подсобное хозяйство. Осенью 1943 года собрали урожай картофеля с 1,3 га и гречихи (1,2 га), было убрано около 3 тыс. кочанов капусты, на складе хранилось обмолоченное и отсортированное студентами просо и овес. Весной 1944 года было посеяно овса - 2,5 га, вики - 4 га, свеклы - 2 га, картофеля - 4,5 га [12]. К весне 1944 года институтское хозяйство налаживается: отремонтированы и приспособлены под учебные занятия новые помещения. Занятия стали вестись в 26 кабинетах, были отремонтированы отопительные котлы, мебель, хотя хозяйственного инвентаря и учебного оборудования по-прежнему не хватало.

    29 мая 1944 года директором института назначается Трофим Ильич Поподько.

    Учебный 1943/44 год заканчивали 237 студентов. За небольшой промежуток времени увеличился преподавательский и учебно-вспомогательный состав института. К июню 1944 года в штате 48 преподавателей и сотрудников.

    К этому времени стали очевидны большие потери, которые за годы войны понесла общеобразовательная школа. Большинство из 33,5 тыс. советских школ [13], находившихся на временно оккупированной фашистами территории, были разрушены, не хватало учительских кадров. Для нормализации деятельности высшей школы правительство облегчило правила приема в вузы, расширило категорию студентов, освобождаемых от платы за обучение, в которую теперь входили студенты-инвалиды, студенты - дети рядового и младшего комсостава Красной армии [14].

    В соответствии с постановлением государственной Штатной комиссии при СНК СССР при заочном отделении Елецкого учительского института был создан так называемый консультационный пункт (в числе 121 консультационного пункта, созданного при заочных отделениях университетов, учительских и педагогических институтов, которые были призваны оказывать действенную помощь в повышении учительских кадров).

    Непосредственным следствием войны стало увеличение удельного веса женщин среди студенчества. За 1940-1945 годы этот показатель по стране увеличился с 58% до 81%. Эта тенденция проявилась и среди учительских и педагогических институтов. С 1944 года в институт начинают возвращаться студенты-мужчины, фронтовики, демобилизованные из Красной армии по состоянию здоровья. Хотя среди студентов Елецкого учительского института девушки по-прежнему преобладали, руководство института поддерживает работу начальника военной кафедры подполковника Стерлина И.А. по военно- теоретической и физической подготовке студентов в экстремальной ситуации. Этому способствовало оборудование кабинета и физкультурного зала, в котором имелись учебные винтовки, станковый пулемет, ручной пулемет, пистолеты-пулеметы, топографические карты, компасы и др.

    Лозунг единения фронта и тыла в борьбе с фашистами «Все для фронта, все для победы!» воспринимался студентами института как призыв к активной помощи колхозам в проведении с/х работ, материальному содействию фронту (сбор посылок, письма фронтовикам), к отличной учебе. Отчет наркомпросу СССР от 15 июля 1944г. свидетельствует, что из 277 студентов I и II курсов повышенную стипендию 160-200 руб. получали 37 отличников, простую стипендию - 140-160 руб. - получали 240 студентов, кроме того, с 1943/44 учебного года на подготовительном курсе (отделении) обучалось 60 человек, получавших стипендию 140 руб.

    Удивительно, но в тяжелые годы войны наркомпрос находил возможность заботиться о развитии вузовской науки, о подготовке квалифицированных преподавателей вуза. Впервые в истории Елецкого учительского института на новый 1944/45 учебный год была составлена и полностью выполнена смета по научно- исследовательской работе. В ней предусматривались расходы в размере 8 тыс.руб. на научные командировки для работы над диссертациями в г.Москву и г. Ленинград; для организации процедуры защиты диссертаций было выделено 4 тыс.руб. [15]. Преподаватели института в течение года прикрепились к ведущим кафедрам столичных вузов, ими ежегодно сдавались кандидатские экзамены. На заседаниях Ученого Совета института вопросы научно-исследовательской работы были под пристальным вниманием руководства института; на заседаниях кафедр, на Ученом Совете регулярно докладывались итоги научно-исследовательской работы преподавателей. К 1949 году из 28 преподавателей, работающих в составе 6 кафедр - основ марксизма-ленинизма (3 чел.), истории (4 чел.), русского языка и литературы (6 чел.), физики (4 чел.), математики (5 чел.), педагогики и психологии (3 чел.), и ведущих так называемые самостоятельные дисциплины: физическое воспитание (2 чел.) и пение (1 чел.), активно занимались научно-исследовательской работой около 20 чел. Причем, многие из них пришли в вуз, имея не только педагогический, но и боевой опыт Великой Отечественной войны. Кандидат исторических наук, доцент Ямпольский Абрам Лазаревич - зав.кафедрой марксизма-ленинизма, Кавалер ордена Отечественной войны II степени, работал над докторской диссертацией, преподаватели этой же кафедры Сухов Андрей Матвеевич, Кавалер Ордена Красной Звезды [16], Силаев Матвей Флегонтович работали над кандидатскими диссертациями; зав.кафедрой истории Гусев Никита Васильевич, преподаватели кафедры истории Чевтаев Виктор Федорович, Теряева Зинаида Васильевна, Михайлов Борис Григорьевич были прикреплены к Московскому государственному университету для сдачи кандидатских экзаменов и дальнейшей научной работы.

    Директор института Поподько Трофим Ильич заканчивал работу над кандидатской диссертацией «Профессионально-педагогическая подготовка студентов Учительского института»; зав.кафедрой русского языка и литературы доц. Фигуровский Иван Александрович работал над кандидатской диссертацией «Смысловые отношения между законченными предложениями и грамматические средства их выражения»; зам. директора института Пелисов Георгий Александрович сдал 4 кандидатских экзамена и т.д.

    Активно занимались научно- исследовательской работой зав. кафедрой педагогики И.И. Руднев, зав. кафедрой математики Н.Н.Шоластер, преподаватель С.Я.Хавинсон и др. [17]. Постоянное внимание к проблемам повышения научного потенциала преподавателей института способствовало укомплектованию кафедр опытным, квалифицированным руководством и составом.

    Близился конец войне, и заведующие кафедрами уже обеспокоены наполненностью кабинетов необходимыми материалами. Оформляются заявки на 1944/45 учебный год, отправляемые в Наркомпрос с пожеланиями получить для организации учебной работы со студентами исторического факультета карты, учебники по всеобщей истории, альбомы наглядных пособий, хрестоматии, наглядные пособия по Конституции СССР [18].

    После победоносного завершения Отечественной войны материальные ресурсы и денежные средства страны были направлены на ликвидацию тяжелых последствий войны. Городскому хозяйству Ельца был причинен ущерб в 166 млн. 93 тыс.руб. Разрушены железнодорожный узел, кирпичный, известковый, кожевенный заводы, махорочная фабрика, городская больница, 3 школы, 504 жилых здания.

    В этих условиях средства, отпущенные государством на восстановление учебного здания института и строительно- монтажные работы [19], улучшение быта студентов и преподавателей, дополнялись продукцией, полученной из подсобного хозяйства. Основные работы по посеву, посадке, уходу и уборке урожая производились силами студентов и преподавателей. Большая часть продуктов поступала в студенческую столовую. В подсобном хозяйстве имелось 3 лошади, 6 коз, 7 свиней. В 1945 году зерновые были посеяны на 10 га, под картофель было занято 5,6 га, под овощи - 1,5 га земли [20]. Но 13 июля на участке, принадлежавшем подсобному хозяйству Елецкого учительского института и расположенному в пригородном совхозе, на площади 9,8 га выпал град, отчего посевы были повреждены на 65 - 70 % (овес, ячмень, пшеница, вика) [21]. Это значительно снизило ожидаемый урожай. В 1946 году многие районы нашей страны, в том числе и Центрально-Черноземный, поразила засуха, для ряда категорий рабочих и служащих, в т.ч. и студентам, были снижены суточные нормы пайка. Дирекция института в этих условиях изыскивала возможность посытнее накормить студентов в студенческой столовой. С этой целью всем студентам выдавались талоны на питание. Вплоть до марта 1948 года при институте существовало подсобное хозяйство, которым руководили Гинев Н.С. (до ноября 1945 г.) и Колоколин А.М.

    В послевоенный период в Елецкий учительский институт приходит новая молодежь, среди них - фронтовики - люди со сложившимися представлениями о патриотизме, долге, ответственности и молодым неуемным желанием учиться. Г.А.Логачев, после войны восстановившийся на I курсе, так вспоминает о том времени: «… Кругом знакомые лица: Зилонов Саша, бывший однокурсник, Денисова Таня. И еще, еще. А некоторые не вернулись. Не было среди нас Костомарова. Погиб веселый парень и балагур Володя Рыбин... Терялись иногда границы дня и ночи. Это был единый процесс - учеба. Мы ринулись на штурм науки. Жизнь била ключом. Жажда знаний у нас так велика, что недостаточно было только лекций. Используем кружки. Философии как предмета не было, а страсть к ней была. Поговорили между собой и решили создать философский кружок…

    Жизнь кипела и на других участках. В институте 220 студентов, а хор насчитывал около 100 человек. Многое из жизни студентов становилось достоянием стенной печати». [22] Г.В.Логачев в 1947 году получил диплом Елецкого учительского института с отличием, впоследствии закончил философский факультет и аспирантуру МГУ, защитил кандидатскую диссертацию и преподавал в Елецком педагогическом институте. Важнейшей задачей государства в области культурного строительства в послевоенный период стало развитие народного образования и, прежде всего - школьного дела. С 1946 по 1950 гг. в стране было построено и введено в действие 18,5 тыс. школ на 2,5 млн. ученических мест. Многие школы восстанавливались и строились в сельской местности. Задача подготовки учителей русского языка, литературы, физики, математики в первую очередь для этих школ определила увеличение приема студентов в Елецкий учительский институт на факультеты физико-математический, русского языка и литературы, соответственно сократился прием на исторический факультет. В 1946/ 47 уч.году на дневном отделении института обучалось:

    Факультеты I курс II курс
    русского языка и литературы 45 36
    физико-математический 66 41
    исторический 25 27

    В 1947 году получили дипломы 104 выпускника.

    В первый послевоенный учебный год дирекция и педколлектив Елецкого учительского института обращают особое внимание на « привитие любви к педагогической профессии и профессионализацию учебно-воспитательного процесса» [23]. Разрабатывается и реализуется программа педагогической практики студентов, во время которой студенты (под руководством методистов кафедры русского языка и литературы и кафедры математики) изучают опыт лучших учителей базовой школы (неполная средняя школа № 3) Синельниковой М.И. и Овсянниковой М.А. [24]. Все кафедры участвуют в организации и проведении педпрактики. Организуются консультации для студентов по составлению вариантов уроков, подбору дополнительной литературы, наглядности. В ходе практики студенты должны ознакомиться со всеми видами классной и внеклассной работы, уметь их использовать при работе в сельской школе. Связь с базовой школой (СШ № 3) не ограничивалась рамками студенческой практики. В течение учебного года преподаватели института постоянно сотрудничали со школой, ежемесячные лекции для школьного педколлектива были своеобразными курсами повышения квалификации. В течение 1946/47 учебного года были прочитаны лекции на тему: «Методы воспитания сознательной дисциплины», «Самостоятельная работа в классе и дома», «Борьба с формализмом знаний», «Задачи родителей в организации лучшей постановки работы школы», «Воспитание трудолюбия в семье» и др. На кафедре педагогики (зав.кафедрой Руднев И.И.) в ходе сотрудничества со школами города в 1948-1951 гг. реализовывались два направления: 1) обобщение опыта лучших классных руководителей школ; 2) помощь педагогическим коллективам школ в работе с родителями. Преподаватели кафедры совместно со студентами посещали внеклассные мероприятия 13 наиболее авторитетных учителей - классных руководителей школ, анализировали методы их работы, пытались обобщить их опыт: проведено было два всесторонних обследования внеклассной работы в женской школе № 2 и в мужской школе № 12. Итоги этой работы были отражены в докладах на учительской конференции.

    Второе направление находило свое выражение в тематике лекций для педагогов школ и родителей учащихся. Читались лекции и доклады по темам: «Воспитание мышления учащихся», «Воспитание воли и характера», «Воспитание сознательной дисциплины в семье», «Как лучше помогать школьнику учиться хорошо», «Коммунистическое воспитание пионеров в детских лагерях» (лектор - И.И.Руднев); «Привитие нравственных черт учащимся», «Организация воспитательного режима в семье» (Толстой А.Т.); «Воспитание воли и характера», «Роль примера в воспитании детей» (Рыкова О.В.) [25].

    Большую и постоянную работу в школах г.Ельца и Елецкого района проводили и другие кафедры. Для оказания необходимой методической помощи учителям преподаватели кафедры физики были прикреплены к конкретным школам: Акепсимов С.К. - к 7- летней школе № 3; Середа Т.М. - к средней женской школе № 1; Даев А.Д. - к средней мужской школе № 12; Перекалина Э.А. - к школе № 2. Было организовано изучение работы учителей физики и математики с целью передачи их опыта студентам на занятиях по методике преподавания физики. Изучалась работа в старших классах учителей Зилоновой Н.А.(шк.№ 3), Кашкиной Р.А. (шк.№ 1), Бесчастных А.С. (шк.№ 2), Гольтяевой Н.И. (шк.№ 12), Сеченых Л.Н. (шк.№ 1) (27). Совместную работу с учителями математики проводили преподаватели кафедры математики по разработке докладов и выступлений для заседаний методического объединения. Среди таких работ можно назвать «Задачи в курсе геометрии» (ст. преп. Шоластер Н.Н. совместно с учителями Деминой Л.Г. и Агибаловым А.В.), «Практические работы на местности» (ст.преп. Шоластер Н.Н., учителя Лепихина В.С. и Агибалов А.В.). А.В. Агибалов, начавший научно-исследовательскую работу школьным учителем математики, затем долгое время преподавал курс «Методика преподавания математики в школе», в ЕГПИ защитил кандидатскую диссертацию.

    На совместных заседаниях кафедры и методического объединения учителей осуществлялось обсуждение школьного опыта работы. В 1949 году состоялось два таких обсуждения - «О преподавании геометрии в 6 классах» (о своей работе докладывали учительница Еремина Е.И.) и «Методика преподавания устного счета» (своим опытом с преподавателями и учителями делились заслуженный учитель РСФСР В.И. Аникина).

    Работу кафедр истории и марксизма-ленинизма в этом направлении отличало безусловное идеологическое соответствие задачам воспитания убежденности учащихся в преимуществе социализма и коммунистической перспективе советского народа и трудящихся всего мира. Методическую работу кафедры определяли общей проблемой «Идейно- политическая направленность рассказа учителя истории». Эта работа преподавателей кафедры осуществлялась совместно с учителями истории Ростовцевым О.И., с отличием закончившим Елецкий учительский институт в 1949 году, Фигуровской Е.И., Абросимовой М.П.. В классах, где работали эти преподаватели, были проведены письменные контрольные работы по истории. Совместно с преподавателями кафедры был сделан их анализ, позволивший получить общую картину успеваемости, выявить слабые места в преподавании отдельных тем для того, чтобы предусмотреть методику их изучения в учебном курсе со студентами.

    Кафедра марксизма-ленинизма, помимо постоянного чтения лекций по марксистко-ленинской тематике, осуществляла разработку планов пионерских сборов и помогала студентам исторического факультета в их проведении. В 1949 году в 4 «Б» классе школы №18 был проведен сбор на тему «Широка страна моя родная», в 5 «А» классе - «Историческое прошлое г. Ельца», в 6 классах - «Знатные люди нашего города». Сборы проводились в ходе педпрактики студентов истфака [27].

    С целью изучения педагогической и профессиональной подготовки выпускников Елецкого учительского института в течение ряда лет дирекция рассылала письма бывшим студентам и директорам школ, в которых работали выпускники, с просьбой сообщить о трудностях в их работе.

    В связи с переходом в 1948/49 учебном году на новое направление - усиление профессионально-педагогической подготовки студентов - интересен анализ ответов выпускников 1948 и 1949 гг.

    Учителя, окончившие институт в 1948 году, писали о необходимости усилить практическую подготовку выпускников к работе в школе; о том, что молодому учителю сложно влиться в сложившийся учительский коллектив, ему не хватает навыков индивидуального подхода к поведению отдельных учеников, по их заявлениям, воспитательная работа с учащимися все еще оставалась узким местом в подготовке учителей [28].

    Письма выпускников 1949 года носят совсем иной характер.

    Из письма учителя Архангельской семилетней школы Урицкого района Орловской области М.Е. Бачурина: «Институт дал мне очень многое, что дает мне возможность успешно воспитывать подрастающее поколение. Методическая подготовка, полученная мной, вполне достаточна, и я не только не испытываю сам серьезных затруднений, но и оказываю методическую помощь учителям нашего кустового объединения и районному методическому объединению математиков и физиков» [29].

    Учительница 1-й женской средней школы г. Ельца Селезнева Е.А.: «Приступив к практической работе, я поняла, как много хорошего и полезного получила я в Елецком учительском институте. Любовь к своей профессии мне привили, всему этому научили преподаватели Елецкого учительского института. Руководство внеклассной работой, ученическими кружками, руководство художественной самодеятельностью учащихся - в этом отношении я получила много полезного и хорошего в институте (сама занималась художественной самодеятельностью, будучи студенткой)» [30].

    Но письма указывали и на остающиеся проблемы. Учительница Черкасской 7-летней школы Чибисовского района Кускова: «… В институте мало уделяется внимания работе классного руководителя. В институте мы знакомились с ней вскользь, во время педпрактики мне пришлось вплотную столкнуться с этой работой, и обнаружились значительные трудности: я не знала, как спланировать работу по классному руководству, не знала, чем заняться с учащимися на еженедельных классных собраниях».

    Учитель Нетрубежской 7-летней школы Колпнянского района Алексеев В.В.: «Теоретическая работа по арифметике в институте хорошая, но следует усилить практическую подготовку. Нужно уделить больше внимания решению задач по арифметике» [31].

    Интересно, что к подобной практике выявления результатов образовательной деятельности института администрация обращалась в 70 - 80-е годы, ориентируя заведующих кафедрами на работу с учителями-стажерами (выпускниками ЕГПИ, работающими в школе 1-2 года), на укрепление связей с органами народного образования.

    В послевоенный период жесткая регламентация всех сторон жизни советского общества оставалась стилем партийного руководства, который выражался в мелочной опеке, цензуре, всестороннем контроле творческой деятельности. В 1946-1948 гг. ЦК ВКП(б) принял ряд специальных постановлений по вопросам литературы и искусства: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели», «О журнале «Крокодил». В них критике подвергалось творчество многих известных поэтов, писателей, содержалось требование, чтобы «наши товарищи, как руководители литературы, так и пишущие, руководствовались тем, без чего советский строй не может жить, т.е. политикой, чтобы нам воспитывать молодежь не в духе наплевизма и безыдейности, а в духе бодрости и революционности» [32].

    В соответствии с принятой практикой обсуждения-одобрения в парторганизациях партийно-правительственных решений, 9 декабря 1946 года в Елецком институте состоялось такое собрание с повесткой «Об усилении идеологической работы в Елецком учительском институте в связи с постановлениями ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и о кинофильме «Большая жизнь». Выступающие на собрании обращали особое внимание на необходимость усиления идеологической работы преподавателей среди студентов, руководствуясь пожеланиями ЦК ВКП(б) навести «здесь порядок, дать ясное направление в работе…» и «как подобает советским людям, как подобает большевикам, раскритиковать ошибки и недостатки идеологической работы» [33], помогать партии и народу воспитывать молодежь в духе беззаветной преданности советскому строю, в духе беззаветного служения интересам народа» [34]. Необходимость усиления идеологической работы среди студентов выступающие увязывали с более пристальным вниманием к проблемам студенческих учебных групп. Заместитель директора по учебной и научной работе Пелисов Г.А. отмечал, что преподавателям необходимо более глубоко знакомиться с жизнью студентов, быть ближе к ним не только во время занятий, но чаще общаться с ними вне аудиторий, оказывать помощь в их самостоятельной работе. Для этого сами преподаватели должны постоянно работать над улучшением качества лекций, уметь ставить современные проблемы и отвечать на вопросы студентов по- партийному.

    На собрании говорилось о том, что многие преподаватели преподают свой предмет так, чтобы все вопросы были глубоко освещены и «проникнуты духом марксизма-ленинизма». «Борьбе с формализмом» в преподавании способствовали взаимопосещения занятий. Зав.кафедрой русского языка Фигуровский И.А., посетивший лекции и практические занятия Львова П.П., Казьмина М.И., Сальковой Л.А., отмечал, что они глубоко научны и вызывают неизменный интерес студентов.

    Отмечалось активное включение всех преподавателей в общественную работу: посещение профсоюзных собраний, торжественных заседаний, посвященных советским праздникам, демонстраций, работа преподавателей в философском кружке и кружке по изучению основ марксизма-ленинизма. Каждый преподаватель имел индивидуальный план изучения трудов классиков марксизма-ленинизма, выполнение которого контролировалось кафедрой марксизма-ленинизма.

    Вместе с тем был выявлен и пример формального подхода к преподаванию в работе зав.кафедрой истории Михайлова Б.Г. Сегодня трудно сказать, в чем проявился формальный поход в изложении исторического материала у преподавателя, но выводы были достаточно строгими - последовал приказ об освобождении Б.Г. Михайлова от исполнения обязанностей заведующего кафедрой. Поясняя формулировку приказа, директор института Поподько Т.И.

Наверх