Журнал «Филоlogos»
Выпуск №23 (4) (2014)
МАРГИНАЛЬНЫЕ ГЕРОИ «ТЯПКАТАНСКОЙ» ХРОНИКИ Т. ЧУРИЛИНА: К ВОПРОСУ О СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ПАРАБОЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Предметом исследования в данной статье является использованный в романе «Тяпкатань» прием сюжетно-композиционной параболы, позволивший Т.В. Чурилину рассмотреть героев произведения в аспекте их взаимоотношений с миром провинциального города и на этом основании установить наличие типологических разновидностей маргинального героя.
Ключевые слова
Т. Чурилин; роман-хроника; сюжетно-композиционная парабола; маргинальный герой; T. Churilin; novel-chronicle; plot-compositional parabola; marginal character
MARGINAL CHARACTERS OF “TYAPKATAN” CHRONICLE BY T. CHURILIN: TO THE QUESTION OF A PLOT-COMPOSITIONAL PARABOLA IN THIS LITERARY WORK
The subject of this investigation is a figure of a plot-compositional parabola used in T. Churilin’s novel “Tyapkatan”. This figure allows the author to view the characters of the novel in terms of their relations with the world of a provincial town and on this basis to identify the availability of typological variations of a marginal character.
Список литературы
-
Чурилин Т.В. Тяпкатань, российская комедия (хроника одного города и его народа) / Подготовка текста, комментарии и примечания О. Крамарь. М., 2014. С. 28. Далее текст произведения Чурилина цитируется по данному изданию с указанием страницы в скобках.
-
Шестая глава воспринимается еще и как ось симметрии в книге, состоящей из одиннадцати глав.
-
Чурилин лишает слово «выдвиженец» политической и социальной окраски, присущей ему в языке советской эпохи, и переводит его в экзистенциальную сферу.
-
В контексте проблематики предпринятого нами исследования чрезвычайно показательным является то обстоятельство, что шестая и восьмая главы романа разделены главой с красноречивым названием «Трактир анпир и трактир ванпир», продолжающей тему «задвижения» в смерть всех живых существ, включая животных («Капут Катковский») и птиц («Конец Кипапу»), попадающих в «вонь, гам, дрябезг, дым, угар, пар, жар, душь» трактира «Тяпкатаньская красота заведение».
-
См.: Чурилин Т.В. Встречи на моей дороге / Вступ. статья, публикация и комментарии Н. Яковлевой // Лица: Биографический альманах. 10. СПб., 2004. С. 472.
-
См.: «Химики знают, что такое “насыщенный раствор”. В стакане налита как будто бесцветная, ежедневная, простая вода, но стоит туда бросить только одну крупинку соли и раствор оживает - ромбы, иглы, тетраэдры - и через несколько секунд вместо бесцветной воды уже хрустальные грани кристаллов» // Замятин Е.И. Закулисы // Замятин Е.И. Сочинения. М., 1988. С. 463.
-
Именно такую смерть выбирает для себя герой главы «Задвиженцы мученики» «буфетчик и старший трактирщик-прикащик» Гаврила Панов, и это обстоятельство служит еще одним доказательством в пользу правильности версии о присутствии Баркова в творческом сознании автора «Тяпкатани».
-
ОР РНБ Ф.1294. Ед. хр. 9. Л. 45об.
-
См. запись в «Биографических данных» писателя: «Родился в Лебедяни Тамбовской губернии (там родились для Москвы, Ленинграда и Европы: Замятин Евг. Ив., Игумнов Конст. Ник. (пианист), Чурилин Т.В. (поэт, переводчик, критик, теоретик)». РГАЛИ. Ф. 1222. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л. 1.
-
Информацию о елецко-липецких корнях Чебышева Чурилин мог получить от художницы Натальи Гончаровой, иллюстрировавшей его первую поэтическую книгу «Весна после смерти» (1915). Н. Гончарова состояла в близком родстве с Чебышевыми, ее бабушка Ольга Львовна была родной сестрой великого математика.
-
О возможных персонологических измерениях образа Ираклия Кладышева см. в нашей вступительной статье к публикации фрагмента из главы «Выдвиженцы» в 15(4) выпуске журнала «Филоlogos» за 2012 г.
-
Содержание большого количества эпизодов романа свидетельствует о том, насколько важным - субъективно важным! - был для Чурилина вопрос о границах, разделяющих «выдвиженцев» и «задвиженцев», о зыбкости, непрочности, сиюминутности этих границ. Наиболее показательной в этом отношении является глава «Декабристы», с большим количеством рвущих душу подробностей рассказывающая о том, как «озоровал» в Тяпкатани 1905 год, о том, как «дети мужичеств», вчерашние «задвиженцы», стали вершителями судеб столпов тяпкатанского общества, о том, как в мгновение ока меняются не только статус, но и судьба «бывшего переводителя дворянства», принимающего мученическую смерть от рук «черняка, цыгана, жигана» (квинтэссенция маргинальности!), вставшего во главе ослепленной классовой ненавистью толпы. То обстоятельство, что описанные в главе «Декабристы» революционные события не имеют документального подтверждения, лишь подчеркивает концептуальный характер отношения Чурилина к феномену маргинальности.
-
В этой системе координат одним из наиболее ярких образов, представляющих «ветвь» тяпкатанских «задвиженцев», безусловно, является образ матери автобиографического героя Волександры Чудилиной.
-
Особый интерес автора вызывают персонажи, чья жизненная судьба отмечена резкими перепадами, знаменующими переход из одной «ветви» параболы в другую. В этом убеждает содержание вставного рассказа «от автора» в главе «Радостное утро», посвященного одному из выдающихся «выдвиженцев города» Т.Я. Озорновскому, вся житейская биография которого состоит из большого количества разнонаправленных острых углов. Важное место в этом ряду занимает образ «основателя монастыря и города», «болярина» Тяпки, с именем которого очень многое связано в произведении. Частотность упоминаний его имени свидетельствует о том, что впечатляюще яркая история «смерда наоборот», вознесенного на вершину и по воле случая низвергнутого в «испод», на дно жизни, является предметом постоянной творческой рефлексии автора романа «Тяпкатань».