Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (55) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-55-4-89-96
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СВАДЕБНЫЙ СЮЖЕТ КАК ПРОТОСЮЖЕТ ЖАНРА БАЛЛАДЫ
Статья посвящена обоснованию протосюжета свадьбы в жанре баллады. Свадебный сюжет восходит к космогоническому мифу (Священному союзу двух антагонистических начал) и является инвариантной сюжетной схемой, отражающейся в более поздних мифах, ритуалах свадьбы, жанрах фольклора и литературы. Рассмотрение компонентов свадебного сюжета в жанрах комедии, волшебной сказки, романа, идиллии позволяет сделать предположение, что основу жанра баллады составляет сюжет несостоявшейся свадьбы: неосуществимость соединения двух полярных начал, разрушение космического мироздания, наступление Хаоса при нарушении границы миров. Понимание мифологического сюжета свадьбы как протосюжета баллады позволяет прояснить причины становления литературной баллады в период романтизма: помимо установки эпохи на ремифологизацию, актуализируется процесс обособления индивидуальности из коллективного (родового) Мы [17, 24]. Разрушение упорядоченного бытия, изменение мировосприятия (переход от эпохи традиционализма к модерну) отразились в балладе с ее семантикой крушения миропорядка. В балладе сюжет несостоявшейся свадьбы разрабатывается в двух вариантах, для которых характерны разные, но тавтологичные пары персонажей: «мертвый жених» - «живая невеста» и «мертвая невеста» - «живой жених», что объясняется различными причинами разрушения мироустройства. Сюжет явления мертвого жениха свидетельствует ο роковом воздействии внешнего мира (исторические и социокультурные коллизии), а сюжет о мертвой невесте (нередко русалке) характеризует катастрофу в личных взаимоотношениях героев, которая также обусловлена изменениями во внешнем мире. Доказывается что мифологический сюжет свадьбы, реорганизуясь в бинарных оппозициях, двоемирии и границе между мирами, событии встречи двух полярных начал, образах-архетипах, может быть выражен эксплицитно (преимущественно в романтической балладе), может трансформироваться в процессе эволюции (редукция до сюжетной схемы / мотивов и образов), однако именно свадебный протосюжет, отражая катастрофу мироздания, является жанрообразующим инвариантным сюжетом баллады.
MYTHOLOGICAL WEDDING PLOT AS A PROTO-PLOT OF THE BALLAD GENRE
The article presents justification of the proto-story of wedding in the ballad genre. The wedding plot dates back to a cosmogonic myth (Sacred union of two antagonistic principles) and is an invariant plot scheme reflected in later myths, wedding rituals, folklore and literature. A consideration of components of the wedding plot in the genres of comedy, magic fairy tale, novel, and idyll suggests that the basis of the ballad genre is a story of failed wedding: impossibility of joining two polar principles, destruction of the cosmic universe, and onset of chaos when the boundary of worlds is violated. Understanding the mythological marriage plot as the proto-story of the ballad allows the author to clarify reasons for the formation of the literary ballad in the period of Romanticism: in addition to setting the era on re-mythologization, it starts the process of separation of individuality from the collective (ancestral) We [17, 24], destruction of the orderly existence, change of the world perception (transition from the era of traditionalism to modernism), that was reflected in the ballad with its semantics of collapse of the world order. In the ballad, the plot of a failed wedding is developed in two variants, characterized by different but tautological pairs of characters: "dead groom" - "living bride" and "dead bride" - "living groom", which is explained by various reasons for the breakdown of the world order. The plot of the dead groom phenomenon reveals the fateful influence of the outside world (historical and sociocultural conflicts), while the plot of the dead bride (often a mermaid) characterizes a catastrophe in the personal relationships of the characters, which is also due to changes in the outside world. It is proved that the mythological plot of a wedding, reorganizing itself in binary oppositions, double worlds and in the boundary between these worlds, in the event of meeting of two polar principles, images-archetypes, can be vividly expressed (mostly in a romantic ballad) and transformed in the process of evolution (reduction to a plot scheme / motives and images), but it is the wedding proto-story, reflecting the catastrophe of creation, that is the genre-forming invariant plot of the ballad.
Список литературы
-
Анисимова Е.Е. Жанровая модель баллады: к постановке проблемы // Жуковский и другие: матер. Междунар. науч. чтений памяти Александра Сергеевича Янушкевича: к 75-летию со дня рождения, Томск, 17-20 сент. 2019 г. Томск, 2020. С. 487-500.
-
Балашов Д.М. История развития жанра русской баллады. Петрозаводск, 1966.
-
Баллада в русской поэзии XVIII-XXI веков: учеб.-метод. пособие для студ. учреждений высш. образования по спец. «Русская филология (по напр.)» / авт.-сост. Т.В. Черкес. Гродно, 2022.
-
Батай Ж. Из слез Эроса // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. СПб., 1994. С. 271-308.
-
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
-
Гете И.В. Собр. соч.: в 13 т. М.; Л., 1932.
-
Жуковский В.А. Баллады // В.А. Жуковский. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. М., 2008.
-
Иванюк Б.П. Баллада // Словарь лиро-эпических жанров. Елец, 2019. С. 3-11.
-
Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Исследования и разборы. Екатеринбург, 2010.
-
Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры // Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1992.
-
Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.
-
Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., 2019.
-
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000.
-
Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008.
-
Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика // Теория литературы: учеб. пособие: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2004.
-
Топоров В.Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы: в 2 т. М., 2010.
-
Тюпа В.И. Дискурс / Жанр. М., 2013.
-
Тюпа В.И. Дискурсные формации: очерки по компаративной риторике. М., 2010.
-
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.,1997.