Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (55) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-55-4-40-47
ТЕОРИЯ ПОЛИФОНИИ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ: НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Целью исследования является анализ теории полифонического романа, предложенной и описанной М.М. Бахтиным. В частности, в статье рассматриваются многолетние литературоведческие дискуссии по поводу состоятельности выдвинутого ученым термина, приводятся различные точки зрения членов научного сообщества на теорию литературной полифонии. Описываются основные направления в критике работы Бахтина: отсутствие выверенной методологии и вопрос о степени «присутствия» Авторского голоса в полифоническом тексте. Анализируются пути решения поставленных проблем, а именно базовые позиции по отношению к вопросу завершимости полифонического текста: невозможность отсутствия Авторской завершающей мысли; абсолютная идейная самостоятельность персонажей; признание структурных особенностей полифонии, но не идейного многоголосия. Описываются новейшие исследования в данной области, отмечается сужение бахтинского термина и появление новых типов полифонического текста, охватывающих сугубо структуру произведение, но не его семантическое целое. В связи с этим делаются выводы о тенденции к интеграции полифонического и монологического видения. Новизна работы заключается в комплексном исследовании точек зрения на теорию полифонии, а также современных тенденций ее применения при анализе текста.
THE THEORY OF POLYPHONY IN MODERN LITERARY STUDIES: DIRECTIONS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
The aim of the study is to analyze the theory of the polyphonic novel, proposed and described by M.M. Bakhtin. In particular, the article discusses many years of literary discussions about the consistency of the term put forward by the scientist, provides various points of view of members of the scientific community on the theory of literary polyphony. The main directions in the criticism of Bakhtin's work are described: the lack of a verified methodology and the question of the degree of "presence" of the Author's voice in a polyphonic text. The ways of solving the problems posed are analyzed, namely, the basic positions in relation to the question of the finality of a polyphonic text: the impossibility of the absence of the Author's final thought; absolute ideological independence of characters; recognition of the structural features of polyphony, but not the ideological polyphony. The latest research in this area is described. The narrowing of the Bakhtinian term and the emergence of new types of polyphonic text, covering the purely structure of the work, but not its semantic whole, are noted. In this regard, conclusions are drawn about the trend towards the integration of polyphonic and monological vision. The novelty of the work lies in a comprehensive study of points of view on the theory of polyphony, as well as modern trends in its application in text analysis.
Список литературы
-
Автономова Н.С. Открытая структура: Якосбон - Бахтин - Лотман - Гаспаров. М, 2009.
-
Барский О.В. Сюжетная полифония «Евгения Онегина»: Ленский и Татьяна // Омский Вестник. 2013. № 4. С. 113-117.
-
Бем А.Л. Рецензия на книгу Бахтина М.М. «Проблемы творчества Достоевского» // Михаил Бахтин: pro et contra: в 3 т. Т. 1. СПб., 2001. С. 166-169.
-
Бем А.Л. Тайна личности Достоевского // Православие и культура. Сборник философско-религиозных статей. Берлин, 1923. С. 181-196.
-
Берковский Н.Я. Рецензия на книгу Бахтина М.М. «Проблемы творчества Достоевского» // Михаил Бахтин: pro et contra: в 3 т. Т. 1. СПб., 2001. С. 160-163.
-
Бочаров С.Г. Об одном диалоге и вокруг него. URL: https://philologist.livejournal.com/10929246.html (дата обращения: 15.12.2021).
-
Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.
-
Буянова Г.Б. Структурно-тематический полифонизм в романе М.Ю. Лермонтова «Вадим»: к постановке проблемы // Вестник Тамбовского университета. 2013. Вып. 12. С. 302-309.
-
Валентинова О.И. Семантическая структура полифонического слова и текста. URL: https://www.dissercat.com/content/semanticheskaya-struktura-polifonichnogo-slova-i-teksta (дата обращения: 10.08.2021).
-
Васильев Н.Л. Дискуссия в открытой печати. Отклики на доклад М.Л. Гаспарова «История литературы как творчество и исследование: случай Бахтина». URL: https://ozlib.com/1089255/literatura/diskussiya_otkrytoy_pechati_otkliki_doklad_gasparova_istoriya_literatury_tvorchestvo_issledovanie_sluchay (дата обращения: 11.12.2021).
-
Васильев Н.Л. Читательские заметки по поводу книги М.М. Бахтина «Проблемы поэтики/творчества Достоевского» // Bakhtiniana. 2021. Вып. 16(2). С. 240-262.
-
Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб., 2007.
-
Гаспаров М.Л. История литературы как творчество и исследование: случай Бахтина // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. М., 2004. С. 8-10.
-
Дубинская М.В. Полифонический принцип в симфонической структуре повести Андре Жида «Пасторальная симфония»: к теории жанра романа / Вестник Костромского университета. 2014. № 5. С. 135-138.
-
Зунделович Я.О. О стиле романа Ф.М. Достоевсеого «Преступление и наказание» // Романы Достоевского. Статьи. Ташкент, 1963. С. 10-62.
-
Иванов В.В. Поэтика стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»: к структурно-силовой теории жанра // Вестник Костромского университета. 2016. № 1. С. 83-88.
-
Исупов К.Г. Уроки Бахтина // Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. СПб., 2001. С. 7-44.
-
Казаков А.А. О природе полифонии в романах Ф.М. Достоевского: структура диалогичного и сюжетного события. URL: https://www.dissercat.com/content/o-prirode-polifonii-v-romanakh-f-m-dostoevsk ogo-struktura-dialogicheskogo-i-syuzhetnogo-soby (дата обращения: 30.12.2021).
-
Казаков А.А. Теоретические исследования (к проблеме целого полифонического романа) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2001. № 2. С. 4-55.
-
Карслиева Д.К. Жанровая полифония в романе Й. Макьюэна «Искупление» // Филология и культура. 2013. № 2. С. 127-130.
-
Колобаев П.А. Повествовательная полифония и средства ее создания в русской литературе. URL: https://www.dissercat.com/content/povestvovatelnaya-polifoniya-i-sredstva-ee-sozdaniya-v-russkoi-literature (дата обращения: 02.01.2022).
-
Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора. URL: https://studfile.net/preview/460746/page:11/(дата обращения: 15.12.2021).
-
Луначарский А.В. О «многоголосости» Достоевского URL: http://russianway. rhga.ru/upload/main/09_Lunacharsky.pdf (дата обращения: 17.05.2020).
-
Морозова Т.Л. Достоевский и принцип многоголосия в XX веке: американский контекст // Достоевский и XX век. М., 2007. С. 336-369.
-
Орлицкий Б.Ю. Исследование и творчество. К методологии гуманитарных наук // Стенограмма заседания филолого-методологического семинара «Третье литературоведение». Владивосток, 2008. С. 72-83.
-
Осипова О.И. Повествовательная полифония в романе Г. Служителя «Дни Савелия» // Научный диалог. 2021. № 11. С. 270-280.
-
Петров С.М. Исторический роман в русской литературе. М, 1961.
-
Тамарченко Н.Д. Поэтика Бахтина и современная рецепция его творчества // Вопросы литературы. 2011. № 1. С. 291-340.
-
Титкова Н.Е. Жанровый полифонизм «Аскетических опытов» святителя Игнатия Брянчанинова // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6. С. 333- 335.
-
Уваров Н.Р. Особенности полифонично организованной структуры романа А. Мердок «Черный принц» // Linguamobilis. 2012. № 2. С. 22-29.
-
Харитонов О.А. «Композиционный полифонизм»: содержание понятия // Вестник Тамбовского университета. 2007. Вып. 11. С. 172-175.
-
Харитонов О.А. Композиционный полифонизм в романной прозе XIX-XX веков. Елец, 2015.
-
Харитонов О.А. Теория полифонии в романной практике XX века // ФИЛОLOGOS. 2016. № 28(1). С. 71-75.
-
Чумаков Ю.Н. Сюжетная полифония «Моцарта и Сальери». URL: https://lit.wikireading.ru/20997 (дата обращения: 12.12.2021).
-
Шарифова С.Ш. Современные тенденции развития романа и их влияние на жанровое смешение // Известия Самарского научного центра. 2011. № 2. С. 1236-1244.