Кафедра математики и методики ее преподавания

    • Год основания: 1993
    • Адрес: Липецкая область, г. Елец, ул. Ленина, д. 86, (УК №4), ауд. 14
    • Телефон: +7 (47467) 2-81-72
    • Электронная почта: kmaiem12@mail.ru
    • Заведующий кафедрой: Игонина Елена Викторовна
    • Ведущие специалисты:

      Дворяткина Светлана Николаевна
      доктор педагогических наук, доцент, профессор


      Саввина Ольга Алексеевна
      доктор педагогических наук, профессор


      Щербатых Сергей Викторович
      доктор педагогических наук, профессор


      Игонина Елена Викторовна
      кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой


      Жук Лариса Викторовна
      кандидат педагогических наук, доцент


      Мельников Роман Анатольевич
      кандидат педагогических наук, доцент


      Сафронова Татьяна Михайловна
      кандидат педагогических наук, доцент


      Симоновская Галина Александровна
      кандидат педагогических наук, доцент


      Черноусова Наталия Вячеславовна
      кандидат педагогических наук, доцент


      Щербатых Владимир Егорович
      кандидат физико-математических наук, доцент


    • О кафедре

      График присутствия заведующего кафедрой во втором полугодии 2023-2024 уч. года:

      Понедельник с 08:30-15:30

      Вторник с 08:30-15:30

      Среда с 08:30-15:30

      Четверг с 08:30-15:30

      Пятница с 08:30-15:30

      Адрес (рабочий): г. Елец, Липецкой обл., ул. Ленина, 86, ауд. 14

      Телефон (рабочий): 8(47467)2-81-72

       

       Основные научные направления кафедры

      • Научно-методические основы инновационного развития математического образования в условиях использования цифровых технологий ( доц. Дворяткина С.Н., проф. Саввина О.А., проф. Щербатых С.В.)
      • Математический анализ и дифференциальные уравнения (проф. Ляхов Л.Н.)

       

      На кафедре сложилась научная школа по истории и теории математического образования (руководитель О.А. Саввина). Ее руководителем реконструирована история обучения элементам высшей математики в средней школе России; предложена периодизация становления и развития отечественного математического образования; восстановлены и систематизированы биографические сведения о педагогах-математиках XVIII–первой половины XX вв. и выявлен и охарактеризован их вклад в развитие отечественного математического образования; на основе анализа архивных источников в научный оборот введен ряд новых историко-педагогических фактов по истории средней и высшей школы России, в рамках педагогического дискурса интерпретировано становление и развитие Московской математической школы рубежа XIX-XX вв.

      Представителями школы выявлены:

      - тенденции становления и развития урока математики в отечественной средней школе,

      - специфика организации обучения математике в дореволюционной гимназии,

      - особенности обучения геометрии, алгебре, арифметике, элементам математического анализа и теории вероятностей в отечественной средней школе.

      В научный оборот введены новые факты о жизни, деятельности и вкладе математиков-педагогов России в становление науки и отечественного математического образования.

      Результаты исследований публикуются в известных периодических изданиях, монографиях и кафедральном сборнике научных трудов «Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Серия «Педагогика» (История и теория математического образования)». В настоящее время представителями школы защищены 1 докторская и 7 кандидатских диссертаций.

    • История кафедры

      Кафедра математики и методики ее преподавания выделилась в самостоятельную структурную единицу в 1993 году, однако ее история началась гораздо раньше.

      В августе 1939 года на базе рабочего факультета и педагогического училища был создан Елецкий учительский институт в составе трех отделений: исторического, филологического и физико-математического. Подготовку студентов осуществляли кафедры основ марксизма-ленинизма и истории, русского языка и литературы, физики и математики. На кафедре физики и математики уже тогда сложился прекрасный преподавательский состав. Особенно выделялись своим профессионализмом выпускники физико-математического факультета Московского университета А.И. Петров и А.Д. Даев.

      Расширение и развитие кафедры, прерванное Великой Отечественной войной, возобновилось с её окончанием. В 1946 году произошли коренные изменения в структуре кафедры физики и математики. Она была разделена на две: кафедру физики во главе с А.Т. Титовым и кафедру математики во главе с Н.Н. Шоластером.

      В сентябре 1953 года заведующим кафедрой математики был назначен Т.И. Поподько, который проработал на этой должности совсем недолго. В этом же году Елецкий учительский институт реорганизуется в педагогический, и вскоре заведующим кафедрой математики назначается К.А. Рупасов.

      На вторую половину 60-х гг. ХХ века приходится начало расцвета педагогической деятельности блестящего математика В.Ф. Гузняева, который возглавил кафедру в 1960 году. Под руководством В.Ф. Гузняева на кафедре математики работали такие известные в области и городе преподаватели, как В.И. Макаров, В.В. Никольский, В.П. Ширяев, В.И. Малютин, Т.А. Позняк, М.А. Аверьянова, В.С. Авраменко, А.П. Щепотьева, В.А. Тарова.

      В 1977 году кафедру математики возглавил И.И. Белогривов, в 1979 году ― М.А. Агаев, а в 1983 году ― Т.А. Позняк.

      В 1980-х гг. на физико-математическом факультете открылись новые специальности, количество дисциплин, преподаваемых на кафедре, увеличилось, и в 1993 г. произошло новое деление кафедры математики на две: математического анализа и элементарной математики; алгебры и геометрии. Кафедру математического анализа и элементарной математики до 2005 г. продолжала возглавлять Т.А. Позняк.

      В 2014 г. кафедра переименована в кафедру математики и методики её преподавания.

      Среди основных научных направлений кафедры можно выделить три:

      1) история и теория математического образования в школе и вузе;

      2) научно-методическая подготовка учителя математики к работе в профильных классах общеобразовательной школы;

      3) математический анализ и дифференциальные уравнения.

      Представителями этих школ выявлены:

      – исторические особенности обучения геометрии, алгебре, арифметике и математическому анализу в отечественной средней школе;

      –  специфика обучения дифференциальной геометрии в высшей школе;

      – в научный оборот введены новые факты о жизни, деятельности и вкладе математиков-педагогов России, в становление науки и математического образования;

      – возможности осуществления духовно-нравственного воспитания в процессе обучения математике;

      – особенности обучения теории вероятностей в отечественной средней школе;

      –механизмы развития вероятностного стиля мышления;

      –условия обеспечения преемственности в обучении аналитической геометрии между школой и вузом;

      – факторы установления баланса между фундаментальным и прикладным компонентами в математическом образовании будущих учителей физики;

       – перспективы обучения геометрии младших подростков.

      Через обсуждение на кафедре прошли диссертационные работы С.В. Щербатых (2006 г.), И.Н. Коноваловой (2006 г.), Р.А. Мельникова (2007 г.), Е.А. Добриной (2007 г.), Л.В. Жук (2007 г.), И.Н. Гридчиной (2009 г.), М.В. Подаева (2011 г.), которые затем были успешно защищены названными соискателями. Неоднократно кафедра осуществляла экспертизы в качестве ведущей организации по кандидатским и докторским диссертациям по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика).

      Профессора Дворяткина С.Н., Саввина О.А., Щербатых С.В. и доценты Т.Е. Рыманова, Т.М. Сафронова, Г.А. Симоновская, Н.В. Черноусова продолжают развивать идеи, уходящие корнями в Московскую методико-математическую школу, а доценты Г.Г. Ельчанинова и Т.А. Позняк ― в Петербургскую методико-математическую школу.

      Результаты исследований преподавателей кафедры публикуются в известных периодических изданиях и монографиях.

      Основные вехи развития кафедры:

      1939 г. ― основание кафедры физики и математики.

      1939 г. Заведующий кафедрой – предположительно А.И. Петров.

      1945 г.  Заведующий кафедрой – Л.Б. Лобанов.

      1946 г. ― создание кафедры математики на базе кафедры физики и математики.

      1946-1953 гг.  Заведующий кафедрой математики – Н.Н. Шоластер.

      1953-1954 уч. г.  Заведующий кафедрой – Т.И. Поподько.

      1954-1955 гг. Заведующий кафедрой – К.А. Рупасов.

      1955-1958 гг. И.о. заведующего кафедрой – В.Ф. Гузняев.

      1958- февраль 1960 гг. И.о. заведующего кафедрой – В.С. Малютин.

      1960 (февраль–июль) И.о. заведующего кафедрой – Е.Н. Дерюгин.

      1960-1972 гг. Заведующий кафедрой – В.Ф. Гузняев.

      1972-1973 уч. г. Заведующий кафедрой – В.П. Ширяев.

      1973-1975 гг. Заведующий кафедрой – В.Ф. Гузняев.

      1975 г. (сентябрь–декабрь) Заведующий кафедрой – Е.В. Потоскуев.

      1975 -1976 г. И.о. заведующего кафедрой – М.А. Аверьянова.

      1976-1977 уч. г. Заведующий кафедрой – В.Ф. Гузняев.

      1977-1979  гг. Заведующий кафедрой – И.И. Белогривов.

      1979-1983 гг. Заведующий кафедрой – М.А. Агаев.

      1983 г. (с декабря) Заведующий кафедрой – Т.А. Позняк.

      1993 г. ― на базе кафедры математики была создана кафедра математического анализа и элементарной математики. Заведующий кафедрой – Т.А. Позняк.

      2005 г. Заведующий кафедрой – О.А. Саввина.

      2014 г. ― создание кафедры математики и методики её преподавания.Заведующий кафедрой – О.А. Саввина

      2018 г. (с апреля) Заведующий кафедрой – С.Н. Дворяткина.

      15 июня 2018 г. ― объединение с частью кафедры прикладной математики и информатики, расформированной приказом по вузу. Заведующий кафедрой – С.Н. Дворяткина.

      3 августа 2022 г. - заведующий кафедрой Е.В. Игонина

    • Дополнительная информация о кафедре

      при кафедре имеется аспирантура и докторантура по специальности 5.8.2 – Теория и методика обучения и воспитания (математика).

      при кафедре имеется аспирантура по специальности 1.1.2 Дифференциальные уравнения и математическая физика

Наверх